Вопросы по ФОП ДО_24.07.23

Ответы на типовые вопросы по
внедрению Федеральной
образовательной программы
дошкольного образования в
образовательную практику
Вопрос
С какого возраста согласно ФОП ДО дети могут посещать детский сад?
Ответ
В соответствии с ч.1 ст.67 ФЗ «Об образовании в РФ»: Получение дошкольного
образования в образовательных организациях может начинаться по достижении
детьми возраста двух месяцев.

Оформление и структура образовательной
дошкольного образования ДОО

программы

Вопрос
Указание страницы в ссылке на ФОП ДО должно быть по документу PDF с сайта
Министерства Просвещения или можно делать ссылку на страницу печатного издания?
Ответ
Указываются не страницы, а номера пунктов в тексте ФОП ДО, размещенного на
официальных ресурсах.
Вопрос
Обязательно ли оформлять основную часть ОП ДОО (которая соответствует ФОП ДО)
именно в виде ссылок? Написали ОП ДОО полностью, взяв текст из ФОП ДО. Будет ли
это нарушением?
Ответ
Нет, не будет нарушением, но очень увеличит объём текста. Всё равно надо будет
указать пункты, откуда Вы берёте текст - в этом особенность ФОП ДО как
нормативного документа.
Вопрос
Что отображается в ЧФУ целевого раздела?
Ответ
Ваши добавления к разделу, если они необходимы, в соответствии с содержанием ЧФУ.
Вопрос
Если в детском саду нет детей от 2-х месяцев до 3-х лет, нужно ли в программе вставлять
этот возраст?
Ответ
Если у Вас есть уверенность, что дети указанного возраста не поступят в ДОО в
ближайшее время, то в программе можно не отражать работу с детьми от 2-х месяцев
до 3-х лет. Если такой уверенности нет, то лучше включить в Программу все разделы по
данным возрастам.
1

Вопрос
Как правильно назвать программу дошкольного образования: в п. 4 ст. 12 ФЗ -273
говорится, что Основная общеобразовательная программа - образовательные программы
дошкольного образования (у нас в учреждениях было ООП ДО). Далее в п.6 ст. 12 ФЗ-273
даются тезисы относительно Образовательной программы дошкольного образования (ОП
ДО). В порядке осуществления образовательной деятельности по образовательным
говорится только Образовательная программа дошкольного образования. И во ФГОС ДО
говорится только Образовательная программа дошкольного образования. Т.е. в основном
(ОП ДО).
Так как все же называть наши программы ООП ДО - основная образовательная программа
дошкольного образования или ОП ДО - образовательная программа дошкольного
образования?
Ответ
Следует придерживаться терминологии, определенной ФЗ «Об образовании в РФ». В
соответствии с ч.3 ст. 12 К основным образовательным программам относятся: 1)
основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы начального общего образования … Таким
образом правильное название основной программы ДОО - «образовательная программа
дошкольного образования».
Вопрос
В Уставе нашего детского сада прописано название программы, по которой обучаются
дети. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа
дошкольного образования. В Законе об образовании стоит такое же название. Будет ли
ошибкой оставить такое название программы? Можно ли оставить слова «Основная
общеобразовательная программа - …»?
Ответ
Следует придерживаться терминологии, определенной ФЗ «Об образовании в РФ». В
соответствии с ч.3 ст. 12 К основным образовательным программам относятся: 1)
основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы начального общего образования … Таким
образом правильное название основной программы ДОО - «образовательная программа
дошкольного образования».
Вопрос
Почему убрали слово (Основная образовательная программа)?
Ответ
Следует придерживаться терминологии, определенной ФЗ «Об образовании в РФ». В
соответствии с ч.3 ст. 12 к основным образовательным программам относятся: 1)
основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы начального общего образования … Таким
образом правильное название основной программы ДОО - «образовательная программа
дошкольного образования».
Вопрос
Как правильно писать Основная образовательная программа или образовательная
программа ДОО?
Ответ
2

Образовательная программа дошкольного образования и далее название Вашей ДОО.
Вопрос
При оформлении программы, в основу которой полностью входит ФОП ДО, нужно ли
указывать ссылку на ФОП ДО? Как правильно это сделать: разместить саму ФОП ДО или
указать ссылку на ФОП ДО в списке литературы к программе? Где взять точную ссылку
на ФОП ДО?
Ответ
В соответствии с п. 2.12. ФГОС ДО «Обязательная часть Программы должна
соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее». Ссылка
оформляется в соответствии с общими требованиями: указывается пункт(ы)
нормативного документа и его реквизиты в соответствующем разделе ООП ДОО.
Вопрос
Какова структура ООП ДОО?
Ответ
Структура ООП ДОО задана во ФГОС ДО в Разделе II. Требования к структуре
образовательной
программы
дошкольного
образования
и
ее
объему
https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?ysclid=ljlbcq70mx3470
11501.
Вопрос
Для написания ОП ДОО есть шаблон?
Ответ
Требования к структуре ОП ДОО содержатся во втором разделе ФГОС ДО.
Вопрос
Можно ли, создавая ОП ДОО, сделать ссылку на всю ФОП ДО и добавить ЧФОУ?
Ответ
Можно сделать и так, но корректнее наряду с ссылкой указывать еще и пункты
конкретных структурных элементов ФОП ДО. Можно прописать структуру программы
Вашей организации (к примеру, целевой, содержательный и организационный; либо
подробнее - задачи, планируемые результаты и др.). Рядом с разделом дать ссылку на
ФОП ДО и указать конкретные пункты в ФОП ДО (к примеру, с 1.6 по 12.5).
Вопрос
ФОП ДО начинается с раздела «Общие положения». Необходим ли такой раздел в ОП
ДОО? Или можно общие сведения написать в пояснительной записке?
Ответ
Требования к структуре образовательной программы определены ФГОС ДО в разделе II.
Вопрос
Возникли трудности с написанием Содержательного раздела ОП ДО. Какие пункты в нем
должны быть? Их порядок и содержание.
Ответ
Требования к структуре образовательной программы определены ФГОС ДО в разделе II.
Вопрос
3

ФОП ДО имеет статус нормативного документа. Можно ли увидеть правильный
титульный лист для ДОО?
Ответ
Согласно пункту 2.5. ФГОС ДО «Программа разрабатывается и утверждается
Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и
федеральной программой». Решение об оформлении титульного листа определяется
образовательной организацией самостоятельно.
Вопрос
Как правильно в соответствии с ФОП ДО будет звучать образовательная программа в
титульном листе?
Ответ
Образовательная программа дошкольного образования (название Вашей ДОО).
Вопрос
Как написать программу по ФОП ДО?
Ответ
ФОП ДО является только частью образовательной программы ДОО. Она является
обязательной и согласно ФГОС ДО составляет не менее 60% от всей образовательной
программы ДОО. Остальную часть образовательной программы (часть, формируемую
участниками образовательных отношений) образовательная организации определяет
самостоятельно. Эта часть составляет не более 40% от общего объема
образовательной программы ДОО. Согласно пункту 2.9. ФГОС ДО в части, формируемой
участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные
образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Вопрос
Обязательно ли делать ссылки в ОП ДОО?
Ответ
Согласно пункту 2.12 обязательная часть Программы должна соответствовать ФОП
ДО и оформляется в виде ссылки на нее. Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с
содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной
работы.
Вопрос
Может ли методическое пособие быть частью формируемой образовательным
учреждением в ОП ДОО?
Ответ
Можно в соответствующих разделах дать ссылку на методическое пособие, из которого
Вы берёте содержание парциальных программ, методик, форм организации
образовательной работы (см. п. 2.12 ФГОС ДО).

4

Вопрос
Должна ли часть, формируемая участниками образовательных отношений, охватывать все
возрасты или можно взять парциальную программу только, например, для старших
дошкольников, а для остальных реализовывать только обязательную часть?
Ответ
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, должна в обязательном
порядке присутствовать в основной образовательной программе Вашей организации.
Она, в том числе может состоять из парциальной программы только для одной
возрастной группы, либо двух и более для разных возрастных групп. Это решение
принимает сама образовательная организация.
Вопрос
1. Есть дошкольные группы при школах, как правило, 1-2 воспитателя, целесообразно
ли включать в рабочую группу родителя (законного представителя)?
2. Можно ли включать и прописывать в ОП ДО электронную методическую
литературу, пособие. Если да, нужно ли это прописывать в каком-либо протоколе
или локальном акте?
Ответ
1) Состав рабочих групп по разработке ОП ДОО определяется организацией;
2) Можно, соблюдая требования по оформлению ссылок.
Вопрос
Как правильно называется программа детского сада, разработанная на основе
Федеральной образовательной программы дошкольного образования?
Ответ
Следует придерживаться терминологии, определенной ФЗ «Об образовании в РФ». В
соответствии с ч.3 ст. 12 К основным образовательным программам относятся: 1)
основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы начального общего образования … Таким
образом правильное название основной программы ДОО - «образовательная программа
дошкольного образования».
Вопрос
Должна ли программа совпадать возрастом, указанным в Уставе учреждения? Например, в
Уставе указано с 3-х лет? Пишем программу с трех или с 2-х? Вдруг такие дети появятся.
Ответ
Ваша ОП утверждается локальным актом Вашей организации. Если будет изменён
возраст детей, которые принимает Ваша ДОО, то надо будет внести изменения в устав
и Вашу ОП ДОО. Или утвердите новую ОП ДОО.
Вопрос
Как воспитателю составить программу на свою группу (старшая группа)?
Ответ
ОП разрабатываются для ДОО в целом, в ней определяется содержание
образовательной деятельности для всех возрастных групп, имеющихся в настоящий
момент в организации.
Вопрос
5

На какой срок разрабатывается ООП ДОО?
Ответ
Срок действия разработанной и утверждённой ДОО образовательной программы
нормативно на федеральном уровне не определён. ОП ДОО утверждается локальным
актом организации.
Вопрос
Как правильно указывать в документации наименование возрастных групп?
Ответ
В названии возрастных групп изменений не произошло.

Парциальные программы и вариативная часть (часть,
формируемая участниками образовательных отношений) ОП
ДОО
Вопрос
Все парциальные программы уходят в инструментарий, и где можно узнать какие
разрешены с 1 сентября 2023 года, чтобы начинать их включать в перспективное
планирование?
Ответ
В соответствии с п. 2.5. ФГОС ДО образовательная программа дошкольного
образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в
соответствии с настоящим Стандартом и Федеральной программой. Часть
Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть
представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу,
позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной
работы. Таким образом, выбор и утверждение содержания части образовательной
программы, формируемой участниками образовательных отношений, определение ее
соответствия ФГОС ДО отнесено к компетенции Организации.
Вопрос
Могут ли педагоги брать за основу какую-либо парциальный программу и добавлять в нее
определенные направления?
Ответ
Для создания своей образовательной программы Вы обязаны взять ФОП ДО как
обязательную часть и в качестве части, формируемой участниками образовательных
отношений, добавить парциальные программы или усилить важные для Вас, Ваших
воспитанников, их родителей другие направления.
Вопрос
Когда будут методические рекомендации по парциальным программам и УМК?
Ответ
В соответствии с ч. 6 ст. 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и
6

утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной
программой
дошкольного
образования.
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений, которую также разрабатывает и утверждает
организация, может содержать не только выбранные организацией парциальные
программы из числа парциальных и иных программ, но и/или создать их самостоятельно,
а также методики, формы организации образовательной работы (см. пп. 2.9, 2.11.2, 2.12
ФГОС ДО).
Вопрос
Есть ли сейчас авторы парциальных программ, которые уже одобрены Минпросвещением
РФ
по
ФОП
ДО?
Где
можно
будет
узнать
эту
информацию?
Наш сад планирует при написание ОП ДО взять 100% ФОП ДО, как быть с той части ОП
ДО, где пишется 40% ЧФУ? Так как у нас в саду нет своей программы парциальной
апробированной и утверждённой, также нет региональной. Подскажите, пожалуйста, как
правильно
нам
поступить
в
данной
ситуации?
Очень много ходит споров и дебатов по написанию рабочих программ для воспитателей
дошкольной организации, в ФОП ДО и ФГОС ДО не требует их написаний, а вот в Законе
об образовании сказано о рабочих программа Пункт 9 статья 2 глава 1 ФЗ — 273 «Об
образование РФ». Разъясните, пожалуйста, как быть в данной ситуации?
Ответ
ФОП ДО Вы обязаны полностью взять, она включается в обязательную часть Вашей
программы и должна занимать не менее 60% всего объема вашей программы. Сколько
будет занимать ЧФУ решаете Вы - ваша организация - может только 10%, а может
40%, но не более. ЧФУ должна обязательно быть и отражать особенности
контингента, Вашего региона, запросы родителей и др. Рабочей программы воспитателя
нет и законом она не предусмотрена. В указанном Вами пункте речь идёт о рабочей
программе предметов, курсов, дисциплин (модулей), а не о рабочих программах
работников. Такой документ не предусматривается ФГОС ДО и ФОП ДО, на основе
которых Вы разрабатываете и утверждаете образовательную программу своей ДОО.
Вопрос
Допускается ли использование ссылок при конструировании вариативной части?
Ответ
Согласно пункту 2.12 ФГОС ДО «Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с
содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы».
Вопрос
Подходит ли программа «Мир открытий» как вариативная часть к ФОП ДО?
Ответ
Программа «Мир открытий» является комплексной программой и не может быть
использована в вариативной части ОП ДОО. В разделе 1 (стр.15) программы «Мир
открытий» перечислены парциальные и авторские программы, на основе которых были
разработаны разделы программы. Поэтому можно выбрать из перечня одну или
7

несколько парциальных или авторских программ (стр.15) и включить их в вариативную
часть ОП ДОО.
Вопрос
Почему в ФОП ДО не указана работа по ПДД. В основном - безопасность в быту.
Это значит, надо брать парциальные программы по ПДД в ЧФУ?
Ответ
В ФОП ДО представлены задачи образовательной деятельности по формированию
представлений о правилах безопасного дорожного движения, которые реализуются при
ознакомлении с окружающим, ориентировкой в пространстве и др.
Вопрос
Какие парциальный программы можно взять на ранний возраст по всем областям?
Ответ
Это выбор Вашей организации, парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО. Вы сами можете разработать авторские парциальные программы,
соответствующие ФГОС ДО.
Вопрос
Какие парциальные программы брать в ЧФУ?
Какие парциальные программы можно использовать?
Ответ
Это выбор Вашей организации, парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО. Вы сами можете разработать авторские парциальные программы,
соответствующие ФГОС ДО.
Вопрос
Какие парциальные программы можно использовать для написания вариативной части для
рабочей программы по ФОП ДО в яслях (2-3 года и 1,6-2 года)?
Ответ
Это выбор Вашей организации, парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО. Вы сами можете разработать авторские парциальные программы,
соответствующие ФГОС ДО.
Вопрос
Сколько должно быть парциальных программам?
Ответ
Парциальные программы могут быть представлены в части, формируемой участниками
образовательных отношений, которая составляет 40% или менее от общего объёма
программы. Их вообще может не быть, а в вариативной части представлены отдельные
компоненты, учитывающие Ваш контингент, социокультурные, природные и другие
особенности вашего региона, населенного пункта, запросов родителей и др.
Вопрос
Можно ли использовать в вариативной части Образовательной программы ДО
парциальные программы, не опубликованные на сайте firo и не утверждённые как
авторские коллективом ДО?
Ответ
8

Можно, если Вы считаете, что они соответствуют ФГОС ДО.
Вопрос
Какие парциальные программы можно взять для ЧФУ? Подходит ли программа «Всё про
то, как мы живём»? «Цветные ладошки»?
Ответ
Это выбор Вашей организации, парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО.
Вопрос
Насколько целесообразно включать в образовательную программу дошкольного
образования парциальные программы, направленные на патриотическое воспитание
дошкольников?
Ответ
Это выбор Вашей организации, парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО. Если в рамках обязательной части (ФОП ДО) реализация задачи
патриотического воспитания кажется Вам недостаточной, то Вы можете принять
решение об ее расширении посредством парциальной программы.
Вопрос
Созданы ли новые парциальные программы для реализации ФОП ДО?
Ответ
В ОП ДОО организаций обязательная часть должна соответствовать ФОП ДО,
парциальные программы по выбору Вашей организации могут быть представлены в
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Вопрос
Правильно ли я понимаю, что если задачи парциальных программ отвечают задачам ФОП
ДО, то мы не можем её включить в ЧФУ?
Ответ
Можете, если они расширяют, углубляют, конкретизируют задачи с учетом Ваших
региональных и других условий.
Вопрос
Могут ли педагоги двух групп использовать разные парциальные программы? Надо ли это
прописывать в части, формируемой участниками образовательного процесса?
Ответ
Да, это надо прописать. Если речь идет о разных возрастных группах.
Вопрос
Финансовая грамотность должна быть обязательно в программе? Достаточно указать
четыре парциальных программы? Обязательно указывать применяемые технологии? Что
должно быть указано в разделе «региональный компонент»?
Ответ
Объём вариативной части - 40% и менее. Вы сможете реализовать всё задуманное? Не
перегрузите детей? Применяемые технологии указывать необязательно.
Вопрос
9

В какую часть ОП ДОО добавлять информацию по парциальным программам?
Ответ
В вариативную часть.
Вопрос
Парциальные программы для возраста 2-3?
Ответ
Парциальные программы выбирают и/или разрабатывают самостоятельно участники
образовательных отношений (п. 2.9 ФГОС ДО). Парциальные программы должны
соответствовать ФГОС ДО.
Вопрос
Какие парциальные программы подходят ДОО по ФОП ДО?
Какие парциальные программы рекомендуется использовать?
Ответ
Парциальные программы выбирают и/или разрабатывают участники образовательных
отношений (п. 2.11.2 ФГОС ДО). Парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО.
Вопрос
Можно ли указывать в качестве парциальных программ - программы педагогов
дополнительного образования?
Ответ
Можно, если они реализуются за счёт бюджетных средств.
Вопрос
Будут ли приведены парциальные программы в соответствие с ФОП? Если «да», то когда?
Ответ
Парциальные программы должны соответствовать ФГОС ДО.
Вопрос
Должна ли ЧФУ охватывать все возрасты или можно взять парциальную программу,
например для 5-7лет, а для остальных реализовывать только обязательную часть?
Ответ
Парциальная программа может быть только для одной возрастной группы или для всех
возрастных групп, это выбор Вашей организации.
Вопрос
Какие парциальные программы брать для детей от 1,5 до 3 лет по развитию речи,
познавательному развитию, художественному и физическому развитию?
Ответ
Парциальные программы выбирают и/или разрабатывают участники образовательных
отношений (п. 2.11.2 ФГОС ДО). Парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО.
Вопрос
Можно ли использовать парциальную программу «Формирование культуры безопасности
у детей от 3 до 8 лет» автор Л. Л. Тимофеева при составлении ОП ДОО?
10

Соответствует ли программа «Ладушки» по музыкальному воспитанию дошкольников
ФОП ДО?
Можно ли использовать при составлении ООП ДОО по ФОП ДО парциальные
программы, как УФЧ «Добрый мир» Шевченко, «Культура и творчество в детском саду»
Бородина?
Ответ
Парциальные программы выбирают и/или разрабатывают участники образовательных
отношений (п. 2.11.2 ФГОС ДО). Парциальные программы должны соответствовать
ФГОС ДО.
Вопрос
Есть перечень парциальный программ, которые можно брать в ЧФУ?
Ответ
Парциальные программы выбирают и/или разрабатывают участники образовательных
отношений (п. 2.11.2 ФГОС ДО).
Вопрос
Детский сад является структурным подразделением школы. В детском саду всего 3
группы. Две из них разновозрастные. При разработке ОП ДОО нужно планировать
вариативную часть? Потому что на вебинарах была доведена информация о том, что, если
в детском саду меньше пяти групп, вариативной части нет.
Ответ
ФГОС ДО устанавливает требования к структуре ОП в разделе II. От количества групп
структура не зависит. В соответствии с ч.6.4 ст. 12 273-ФЗ организации,
осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного
образования, могут непосредственно реализовывать ФОП, при этом вариативный
компонент может состоять в 1 % и представлен кратким перечнем методических
источников и/или художественных произведений. Пользуйтесь верифицированными
источниками информации.
Вопрос
Может вариативная часть ОП ДОО включать содержание только для детей старшего
дошкольного возраста?
Ответ
Да, может.

Программа воспитания
Вопрос
При разработке календарного плана воспитательной работы надо ли планировать все
мероприятия, обозначенные в федеральном календарном плане воспитательной работы?
Ответ
В ФОП ДО представлен Примерный перечень основных государственных и народных
праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО, а не
обязательный.
Вопрос
11

Обязателен ли перечень основных праздников или можно не включать некоторые из них?
Ответ
В ФОП ДО представлен Примерный перечень, значит можно что-то исключить или
добавить.
Вопрос
При написании рабочих и программ воспитания мы берём за основу ФОП ДО (по
областям), если наш ДОО работает по программе «Мир Открытий», мы сравниваем и
потом только в списке литературы вписываем по какой литературе будем реализовывать
ФОП ДО? В вариативной части вписывать только парциальные программы?
Ответ
При составлении образовательной программы ДОО следует руководствоваться
требованиями ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного
образования и ее объему, изложенными в Разделе 2. ФОП ДО является обязательной
частью образовательной программы ДОО и согласно ФГОС ДО составляет не менее
60% от общего объема образовательной программы ДОО. Остальную часть,
формируемую участниками образовательных отношений, образовательная организации
определяет самостоятельно. Эта часть составляет не более 40% от общего объема
образовательной программы ДОО. Согласно пункту 2.9. ФГОС ДО в части, формируемой
участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные
и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные
образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Программа «Мир открытий» является комплексной образовательной программой и не
может реализовываться в части, формируемой участниками образовательных
отношений. Вы можете взять из перечня парциальных или авторских программ, на
основе которых разработаны разделы программы «Мир открытия» (стр.15 программы)
одну или несколько парциальных или авторских программ и включить их в часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Или на основе сопоставления
ФОП ДО и программы «Мир открытий» выбрать задачи, виды деятельности,
культурные практики и др., которые отсутствуют в ФОП ДО и включить их в часть,
формируемую участниками образовательных отношений ОП организации.
Вопрос
План мероприятий (праздников) будет постоянный или будет изменяться? Если будет
изменяться, как эти изменения оформлять в образовательной программе детского сада?
Ответ
В пункте 36.2. ФОП ДО сказано, что «ДОО вправе наряду с Планом проводить иные
мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и
дополнительного образования детей». Перечень основных государственных и народных
праздников, памятных дат является примерным (п. 36.4 ФОП ДО).
Вопрос
Надо ли писать в программе
образовательных отношений?
Ответ

воспитания

12

часть,

формируемую

участниками

Да, надо. Вы конкретизируете федеральную рабочую программу воспитания,
определяете то содержание, те формы, методы работы, которые будут проводиться
именно в вашей организации.
Вопрос
1. Рабочая программа воспитания на разновозрастную группу одна пишется, с
указанием возрастов, либо на каждый возраст отдельно?
2. Рабочая программа воспитателя утверждается ежегодно - с чем это связано, если
состав группы детей пофамильно не пишем?
Ответ
Рабочая программа воспитания входит в ОП организации, разрабатывается и
утверждается организацией. В ней может быть отражена специфика работы в разных
группах и в разный период реализации.
Вопрос
Нужно ли в программе воспитания писать вариативную часть?
Ответ
Да, надо. Вы конкретизируете федеральную рабочую программу воспитания,
определяете то содержание, те формы, методы работы, которые будут проводиться
именно в вашей организации.
Вопрос
В формируемую часть Рабочей программы воспитания вставили региональную
программу. Нужно ли ее указывать еще и в формируемой части образовательной
программы ДОО?
Ответ
Рабочая программа воспитания входит в образовательную программу ДОО.

УМК и методическое обеспечение
Вопрос
Какие УМК предпочтительно использовать при внедрении и реализации ФОП ДО? Какие
УМК не стоит использовать?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Учебно-методическое сопровождение ДОО может изменить? (отдельные пособия
исключить, необходимые внести).
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
13

образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Какие УМК по обучению грамоте с планируемыми результатами ФОП ДО лучше
использовать для детей разных возрастных групп (3-4 года; 5-6/7 лет)?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Можно ли оставить УМК Комаровой при реализации художественно-эстетического
развития?
Ответ
Да можно, если его содержание и предлагаемые формы работы соответствуют ФОП
ДО.
Вопрос
Какой УМК мы указываем в ООП ДО? Есть примерный?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Необходимо ли перечислять УМК в организационном разделе ОП ДО?
Ответ
Требования к организационному разделу ОП содержатся в п. 2.11.3 ФГОС ДО.
Вопрос
Мы раньше работали по программе «От рождения до школы». Можно ли оставить весь
УМК данной программы? Или нужно всё равно добавлять что-то?
Ответ
Можно, если они позволяют Вам решать задачи ФОП ДО.
Вопрос
Каким УМК пользоваться в ФОП ДО?
Ответ
14

В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Единое базовое содержание образования детей дошкольного возраста прописано в ФОП
ДО и в Концепции дошкольного образования. В тоже время учреждение в праве
самостоятельно выбирать методики и технологии реализации ООП ДОО. Вопрос: Как
выбрать Учебно-методический комплекс для обеспечения достижения единой цели ФОП
ДО?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Будет ли рекомендуемый перечень методической литературы?
Какой перечень методической литературы для реализации ФОП ДО?
Какой перечень методической литературы для ФОП ДО по все областям?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Где и как можно приобрести программу и методическую литературу к новой программе?
Ответ
ФОП ДО размещена на официальном интернет-портале правовой информации:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 . Ее можно скачать
бесплатно, как и методические рекомендации к ее реализации. Учебные издания,
используемые при реализации Программ, определяются ДОО с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральной
образовательной программы дошкольного образования (см. пункт 3 статьи 18 Закона об
образовании в Российской Федерации).
Вопрос
Планируется ли издание единых методических пособий?
Ответ
15

В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
2стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного
образования и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Какую методическую литературу использовать по областям?
Например, Обучение грамоте с 3-х лет.
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Какую методическую литературу нам использовать в вариативной части?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Какие методические материалы рекомендуете по нравственному воспитанию?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Будут ли предложены методические пособия для реализации ФОП ДО?
Ответ
В соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
16

Вопрос
В рекомендациях по формированию инфраструктуры сказано, п. 4.3: учебно-методические
материалы могут включать в себя все виды учебных изданий, обеспечивающие
реализацию ОП ДО и созданные в соответствии с ГОСТ Р 77.0.60-2020. 1. Что означает
этот ГОСТ? 2. Значит, необязательно на учебном издании должен стоять гриф: «В
соответствии с ФОП ДО»? Это может быть любое издание, которое обеспечивает
реализацию ОП ДОО?
Ответ
Данный ГОСТ определяет перечень учебных изданий и их характеристику. В
соответствии с ч. 3 ст. 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Учебные
издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного
образования,
определяются
организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования
и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Вопрос
Какую методическую литературу можно использовать в образовательной области
«Физическое развитие»?
Ответ
Учебные издания, используемые при реализации Программ, определяются ДОО с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также
федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной
образовательной программы начального общего образования (см. пункт 3 статьи 18
Закона
об
образовании
в
Российской
Федерации).
В настоящий период для реализации задач образовательной области «Физическое
развитие», как и для реализации других образовательных областей, можно использовать
любую методическую литературу, если она не противоречит ФОП ДО!

Реализация образовательной деятельности по образовательным
областям
Вопрос
О занятиях плаванием при отсутствии бассейна.
Как реализовать содержание образовательной деятельности в каждом возрасте (Плавание:
погружение в воду, ходьба и бег в воде прямо и по кругу, игры с плавающими игрушками
в воде) в ДОО, где нет бассейна?
Ответ
В ФОП ДО обозначено, что содержание работы по образовательной области
«Физическое развитие», в том числе по плаванию реализуется только при наличии
соответствующих условий в ДОО! То есть при наличии бассейна.
Вопрос
В нашем детском саду и по погодным условиям мы не можем реализовать некоторые
темы по физическому развитию: плавание, санки, лыжи, коньки, велосипед. Но мы
обязаны на 100℅ реализовать ФОП ДО. Как быть?
Ответ
17

В ФОП ДО обозначены задачи по обучению детей спортивным упражнениям, но при
этом каждая образовательная организация рассматривает собственные региональноклиматические и материально-технические возможности для их организации. Если
регионально-климатические и материально-технические возможности для их
организации отсутствуют, то они не реализуются.
Вопрос
В ФОП ДО не указано конкретных методических рекомендаций по организации РППС.
Подскажите, пожалуйста, допустимо ли размещение физкультурного уголка в спальне,
учитывая то, что воспитанники осуществляют двигательную активность в групповом
помещении?
Ответ
Физкультурный уголок оформляется для осуществления самостоятельной двигательной
деятельности детей и поддержки их инициативы. Соответственно, физкультурное
оборудование (мягкие мячи, кегли, скакалки, обручи и т.д.) должны быть в свободном
доступе
для
детей.
Следовательно, в данном случае, в спальне воспитатель может хранить пособия и
инвентарь, необходимые именно ему для работы (атрибуты для подвижных игр,
наглядные пособия и т.д.).
Вопрос
Планируется ли физкультурное занятие на улице в младшей группе?
Ответ
Нормативными документами не регламентировано проведение занятий на свежем
воздухе в младшей группе. Но в учебно-методической литературе рекомендовано
проведение физкультурного занятия на свежем воздухе в младшей группе с подгруппой
детей
не
более
8
человек.
Следовательно, в младшей группе занятия на свежем воздухе могут проводиться при
наличии соответствующих условий и возможностей.
Вопрос
Сколько длится занятие по физкультуре в детском саду?
Ответ
Длительность занятий с детьми дошкольного возраста определена САНПИН 1.2.368522, таблица 6.6, эти требования учтены в ФОП в примерном режиме и распорядке дня.
Длительность занятий, в том числе по физкультуре, зависит от возраста детей
Продолжительность физкультурного занятия в детском саду:
1,5-3 года - 10 минут
3-4 года - 15 минут
4-5 лет - 20 минут
5-6 лет - 25 минут
6-7 лет - 30 минут
(п.5.2. Методические рекомендации МР 2.4.0259-21 «Методические рекомендации по
обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим
образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и
уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного
фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным
хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного
18

образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в
нежилых помещениях» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека 28 сентября 2021 г.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402784647/).
Вопрос
Конструирование проводится как совместная деятельность педагога с детьми или как
занятие? Если как занятие, то с какого возраста?
Ответ
Формы образовательной деятельности выбирают Организация и педагоги в
соответствии с возрастом детей.
Вопрос
Предполагается ли программа реализации нетрадиционных техник рисования?
Ответ
ФОП ДО не ограничивает выбор педагогами педагогически обоснованных форм, методик,
средств реализации образовательных задач.
Вопрос
С какого возраста по ФОП ДО необходимо вводить конструирование в ДОО?
Ответ
См. пункт 23.5 ФОП ДО.
Вопрос
В каком возрасте лучше применять игровую форму?
Ответ
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игровые формы
применяются на всём протяжении этого возрастного периода.

Обязательная документация, рабочие программы, учебные
планы и прочее
Вопрос
Воспитатели должны готовить рабочие программы? Раньше они
перспективные планы.
Ответ
Рабочие программы воспитателей не предусмотрены ФГОС ДО и ФОП ДО.

составляли

Вопрос
Уменьшится ли документация в ДОО? Что будет обязательным?
Ответ
В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором
решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной
нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования. Перечень
обязательных документов для педагогов дошкольных образовательных организаций в
19

настоящий период определяется Рособрнадзором, и будет представлен в скором
времени.
Вопрос
Если по ФОП ДО не нужны учебные планы, графики как нужно правильно составить
сетку занятий? Раньше в комплексных программах было указано сколько часов отводится
на каждую образовательную область в неделю и можно ли оставить количество приемов
пищи для групп с 10,5 ч пребывания полдник и ужин.
Ответ
В ФОП ДО нет понятия сетка занятий. Только отведено время на занятия, если они
проводятся, в соответствии с требованиями САНПИН. Занятия не единственная форма
осуществления образовательной деятельности, которая в соответствии с ФГОС ДО
осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОО. Не менее 3
часов (в ГКП) и не более 14 часов при круглосуточном пребывании. Количество занятий в
неделю можно определить самостоятельно и не обязательно это должна быть
жесткая сетка, могут быть варианты. Вопросы питания регулирует САНПИН по
питанию - на его требования и надо опираться.
Вопрос
ФОП ДО не предусматривает четкого деления занятий по их количеству в неделю. Как
педагогам сориентироваться? Как грамотно выстроить воспитательно-образовательный
процесс по реализации одной области не в ущерб другим?
Ответ
В ФОП ДО в пункте 35.12 на основе СанПин 1.2.3685-21 (табл. 6.6) указана
продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста (не более указанных параметров) и продолжительность занятия
(не более указанных параметров). Образовательная организация самостоятельно
определяет виды занятий и распределяет их по дням недели. Можно использовать опыт
ДОО по реализации образовательных областей.
Вопрос
На что опираться при составлении сетки занятий? В ФОП ДО конкретно не прописано
сколько часов отводится на каждую область в неделю, как это прописано в комплексных
программах.
На что опираться при составлении сетки занятий?
Ответ
В ФОП ДО отсутствует понятие «сетка занятий». Образовательная работа
проводится в течении всего времени пребывания детей в ДОО и не выражается в часах.
В ФОП в пункте 35.12 на основе СанПин 1.2.3685-21 (табл. 6.6) указана
продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста (не более указанных параметров) и продолжительность занятия
(не более указанных параметров). Образовательная организация самостоятельно
определяет виды занятий и распределяет их по дням недели.
Вопрос
В ФОП ДО не нашли учебной нагрузки в часах. Только лишь по примерному режиму дня
и САНПИНу можно высчитать время проведения занятий. Почему? И будет ли по этому
вопросу рекомендации в дальнейшем?
20

Ответ
В пункте 35.12 ФОП ДО содержатся Требования к организации образовательного
процесса, которые определяют продолжительность занятий и дневной суммарной
образовательной нагрузки для детей разных возрастов (СанПин 1.2.3685-21, табл. 6.6).
Вопрос
В ФОП ДО не указано название и количество занятий на каждую возрастную группу.
Может ли рабочая группа самостоятельно обозначить количество и название занятий по
своему усмотрению (естественно с учётом времени Занятий по САНПИНу)?
Ответ
Виды занятий и их количество образовательная организация может определить
самостоятельно, руководствуясь продолжительностью общей образовательной
нагрузки и длительностью занятий для каждого возраста детей (п. 35.12 ФОП ДО или
СанПин 1.2.3685-21 табл.6.6).
Вопрос
Сколько занятий по ФОП должно быть в каждой возрастной группе?
Ответ
Виды занятий и их количество образовательная организация может определить
самостоятельно, руководствуясь продолжительностью общей образовательной
нагрузки и длительностью занятий для каждого возраста детей (п. 35.12 ФОП ДО или
СанПин 1.2.3685-21 табл.6.6).
Вопрос
Вопросы по количеству занятий и каких именно занятий решает само учреждение?
Например: раньше было три занятия по физической культуре, можно ли сейчас
планировать два занятия?
Ответ
Да, решает само учреждение, опираясь на требования соответствующих САНПИН 2020
и 2021 годов.
Вопрос
В Законе об образовании РФ написано, что должен быть учебный план и годовой
календарный график. По ФГОС ДО этих документов нет. При проверке от нас требуют
вышеуказанные документы. Должны ли быть все-таки в ДОО учебный план и годовой
календарный график?
Ответ
В соответствии с п.6 ст. 12 образовательные программы дошкольного образования
разрабатываются и утверждаются в соответствии с ФГОС ДО и соответствующей
ФОП ДО. В этих документах нет требований к учебному плану и учебному графику в
ДОО.
Вопрос
Какой перечень документов, согласно ФОП ДО, должен быть у инструктора по
физической культуре?
Ответ
ФОП ДО не определяет требования к обязательной документации педагогов и
специалистов
дошкольной
образовательной
организации.
21

В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором
решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной
нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования.
Перечень обязательных документов для педагогов дошкольных образовательных
организаций в настоящий период определяется Рособрнадзором, и будет представлен в
скором времени.
Вопрос
Обязательно ли писать рабочую программу воспитателя и для узких специалистов
рабочие программы?
Ответ
В ДОО не предусмотрен такой вид документации как «рабочая программа воспитателя»
или другого педагогического работника. В определении понятия «образовательная
программа» (пункт 9 статья 2 273-ФЗ) используется понятие «рабочие программы
предметов, курсов, дисциплин (модулей)», что не соотносится со спецификой
деятельности ДОО. В настоящее время уточняется перечень обязательной
документации для педагогических работников ДОО.
Вопрос
Предусматривает ли ФОП ДО составление рабочей программы воспитателя?
Ответ
Требования к разработке и утверждению образовательных программ организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного
образования четко прописаны в части 6 статьи 12 Закона об образовании:
«Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и
утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной
программой дошкольного образования». Таким образом, определяющими документами
для разработки образовательных программ дошкольного образования конкретной
организации являются именно эти два документа: ФГОС ДО и ФОП ДО.
ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155 (в ред. от 08.11.2023), определяя требования к структуре
образовательной программы дошкольного образования, условиям и результатам ее
освоения, не содержит указаний на наличие такой учебно-методической документации
как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), оценочных средств, которые представлены в определении
понятия «образовательная программа» (п.9, ст. 2 Закона об образовании). ФОП ДО,
утвержденная приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
разработана на основе ФГОС ДО, соответственно в ней также отсутствует
перечисленная учебно-методическая документации, но в пункте 5 ФОП ДО обозначен
иной состав учебно-методической документации: федеральная рабочая программа
воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный
календарный план воспитательной работы и иные компоненты. Эта учебнометодическая документация является основой для разработки учебно-методической
документации образовательной программы дошкольного образования конкретной
организации. Таким образом, отсутствие в составе образовательной программы
дошкольного образования конкретной организации учебного плана, учебного календарного
графика, рабочих программ определено соответствующими требованиями Закона об
образования, ФГОС ДО и ФОП ДО.
22

Вопрос
Есть ли конкретные требования к написанию рабочей программы воспитателя, которые
необходимо внести в положение о рабочей программе воспитателя?
Ответ
В ДОО не предусмотрен такой вид документации как «рабочая программа воспитателя»
или другого педагогического работника. В определении понятия «образовательная
программа» (пункт 9 статья 2 273-ФЗ) используется понятие «рабочие программы
предметов, курсов, дисциплин (модулей)», что не соотносится со спецификой
деятельности ДОО. В настоящее время уточняется перечень обязательной
документации для педагогических работников ДОО.
Вопрос
Нужны ли рабочие программы для каждого воспитателя?
Должны ли быть рабочие программы у воспитателей?
Ответ
Нет, не нужны.
Вопрос
С 1 сентября все детские сады переходят на ФОП ДО, скажите пожалуйста воспитателю
также необходимо писать рабочую программу на группу? Или можно обойтись только
КТП?
Ответ
Рабочие программы воспитателей не предусмотрены ФОП ДО.
Вопрос
Надо ли составлять рабочие программы специалистам ДОО: музыкальному
руководителю, инструктору по физ. культуре, учителю-логопеду/дефектологу, педагогупсихологу?
Ответ
Рабочие программы специалистов ФОП ДО не предусмотрены.
Вопрос
Нужно ли писать рабочую программу узким специалистам (учитель-логопед, педагогпсихолог, учитель-дефектолог) в дошкольном учреждении?
Ответ
Рабочие программы специалистов ФОП ДО не предусмотрены.
Вопрос
Необходимо ли разрабатывать рабочие программы для возрастных групп по ФОП ДО?
Ответ
Рабочие программы групп ФОП не предусмотрены.
Вопрос
Нужно ли разработать рабочую программу совместной деятельности педагога с детьми
согласно ФОП ДО?
Ответ
Рабочая программа педагога ФОП ДО не предусмотрена.
23

Федеральная адаптированная образовательная
дошкольного образования (ФАОП ДО)

программа

Вопрос
Если в группе общеразвивающей направленности находятся 3 ребенка с РАС, то пишется
АООП или АОП на каждого ребенка с РАС?
Ответ
При зачислении детей с ОВЗ в группу общеразвивающей направленности необходимо
изменить направленность дошкольной группы на комбинированную (п.13 Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования, утв. Приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373 (в ред. от
01.12.2022) При наличии в дошкольной группе нескольких детей с ОВЗ одинаковой
нозологии разрабатывается одна АОП.
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, если в детском саду комбинированного типа есть группа с
речевыми нарушениями (логопункт) в таком случае пишется рабочая программа логопеда
с ссылкой на ФОП ДО (коррекционная работа) или необходимо писать АОП?
Ответ
Если в ДОО есть дети с подтверждённым ОВЗ в речевом развитии, то необходима АОП.
Вопрос
Почему нет старшего возраста в ФАОП ДО ТНР?
Ответ
В ФАОП ДО ТНР указаны задачи и содержание работы по возрастам (см. пункты 32.1.3,
32.2.3, 32.3.4, 32.4.5, 32.5.6). «Планируемые результаты» для детей старшего
дошкольного возраста являются результатами по итогам завершения программы и
также указаны в ФАОП.
Вопрос
На лого пункте общеразвивающего детского сада имеются дети подготовительных групп с
ФФН и ФНР, а также дети с ОВЗ с ТНР. Можно ли использовать программы Нищевой для
ТНР, и Филичевой для ФФНР? Или нельзя брать сразу две программы?
Ответ
Вы, наверное, имеете ввиду, что работаете с детьми с ФФН и фонетическим
недоразвитием, не имеющими статуса ОВЗ и с детьми с ТНР, получившими статус ОВЗ
через ПМПК.
Ответ на вопрос:
Можно наполнять адаптированную программу любыми парциальными программами,
любым содержанием (в объеме около 40%, остальные 60% - собственно ФАОП) в том
случае, если эти программы по целевым результатам не противоречат ФАОП и друг
другу.
Вопрос
В группах комбинированной направленности АОП пишется на весь детский сад или
индивидуально на каждого ребенка?
24

Ответ
АОП пишется на категорию
индивидуализироваться.

детей,

на

каждого

ребенка

она

может

Вопрос
Можно ли составлять АОП без вариативной части для 10 детей с ТНР в составе
комбинированной группы, если для остальных нормотипичных детей будет составлена
ОП по ФОП и в вариативной части будет добавлена программа по патриотическому
воспитанию с региональным компонентом?
Ответ
Для любого ребенка с ТНР должна быть разработана АОП, которая соответствует его
особым образовательным потребностям: большая часть (примерно 60% и более) Вашей
АОП будет написана на основе ФАОП ДО (в виде ссылки), примерно 40% и менее АОП на основе той программы или материалов, с которыми Вы работаете или планируете
работать. Напоминаем, что программа дошкольного образования предполагает
описание методического инструментария, описания которого нет в ФАОП.
Соответственно, вариативная часть заполняется не только содержанием работы¸ но и
описанием методических средств, которые входят в практику работы Вашей
организации.

Коррекционно-развивающая работа
Вопрос
В коррекционном разделе образовательной программы должно быть содержание по
коррекционной работе с нормотипичными детьми? Или со всеми группами детей, включая
детей с ОВЗ?
Ответ
В разделе коррекционно-развивающей работы Образовательной программы Вашей
организации могут быть включены цели и содержание КРР для всех обозначенных в ФОП
ДО целевых групп обучающихся, в том числе и для нормотипичных воспитанников. При
этом, коррекционно-развивающие программы должны быть представлены в Организации
только для тех целевых групп, которые в настоящее время отражены в контингенте
(отнесенность ребенка к группам ЧБД, ОВЗ и инвалидностью должны быть
подтверждены документально). Данные программы необязательно должны быть
разработаны самой Организацией.
Вопрос
Я работаю на коррекционной группе, дети с ЗПР. Вопрос состоит в том, кто пишет
программу для этих детей?
Ответ
Образовательные программы разрабатывает и утверждает образовательная
организация самостоятельно. Кто конкретно ее разрабатывает должна решить
Организация в лице руководителя и (или) коллегиального органа управления, что должно
быть определено в Ваших локальных актах. Данные программы необязательно должны
быть разработаны самой Организацией.

Региональный компонент
25

Вопрос
Как быть, если нет регионального компонента? Обязательно его наличие в вариативной
части программы?
Ответ
Во ФГОС ДО нет прямого требования выделять в вариативной части региональный
компонент.
Вопрос
Нужно ли рецензировать разработанную коллективом ДОО программу на основе
регионального компонента?
Ответ
Программы, разработанные педагогами ДОО, являются авторскими, их структура
должна соответствовать требованиям к структуре программ, изложенным в разделе 2
ФГОС ДО. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО эти программы могут быть представлены в
части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДОО.
Ответственность за их содержание и соответствие ФГОС ДО несут авторы и ДОО,
утвердившая авторские программы.
Вопрос
Где брать региональный компонент?
Ответ
Согласно пункту 2.12 ФГОС ДО Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую
методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных
программ, методик, форм организации образовательной работы. П. 2.11.2 данная часть,
в частности, может быть ориентирована на специфику национальных,
социокультурный и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность. Обязательности включать в ОП региональный компонент нет.

Педагогическая диагностика
Вопрос
Что обязательно должно быть прописано в положении о диагностике в ДОО?
Ответ
Положение о педагогической диагностике не является обязательным нормативным
документом. При необходимости, ДОО может разработать Положение и утвердить
его локальным актом. При его разработке можно учитывать основные подходы к
проведению педагогической диагностики, изложенные во ФГОС ДО (пункты 3.2.3, 4.5) и
ФОП ДО (пункт 16).
Вопрос
Какую диагностику педагогического процесса можно использовать для группы раннего
возраста (2-3 года)?
Ответ
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться педагогическая диагностика, в ходе
которой может проводиться оценка индивидуального развития детей (п.3.2.3. ФГОС).
26

Ориентиром для проведения педагогической диагностики являются возрастные
характеристики детей.
Вопрос
Можно ли в новой ФОП ДО использовать диагностику по программе От рождения до
школы?
Ответ
Можно, если она позволяет диагностировать планируемые результаты и
индивидуальные траектории развития обучающихся различных возрастных групп по
ФОП ДО.

Соотношение
формируемой
частей

обязательной
и
вариативной
(часть,
участниками образовательных отношений)

Вопрос
Каким образом высчитываются 60% и 40% в обязательной и вариативной части. Как
проверить, сколько % занимает вариативная часть по итогу написания ФОП?
Как определить процентное соотношение обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений?
Ответ
Способы определения объема частей программы ДОО не определены с момента
утверждения ФГОС ДО. Организация должна оценить объем части, формируемой
участниками образовательных отношений (включенных парциальный, авторских
программ и иных материалов согласно п.2.9 ФГОС ДО) и определить примерное
соотношение обязательной части (ФОП ДО) и части, формируемой участниками
образовательных отношений). Можно использовать в качества ориентира объем
реализуемой Организацией образовательной программы в 2022 году. При соотнесении ее
объема с объемом ФОП ДО (см. Приложение к Методическим рекомендациям по
реализации ФОП ДО) можно будет понять какие из задач Вы сможете вынести в
Часть, формируемой участниками образовательных отношений или дополнить ФОП ДО
иными вариативными компонентами.

Рецензирование и экспертиза
Вопрос
Будут ли экспертироваться парциальные программы, в частности те, которые размещены
ФИРО на сайте? Нужно ли подавать заявку на экспертизу? Если да, то куда эту заявку
подавать?
Ответ
В настоящее время на утверждении федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт стратегии развития образования» находится Порядок
проведения
экспертизы
на
соответствие
федеральному
государственному
образовательному стандарту дошкольного образования парциальных программ, которые
27

по решению образовательной организации, реализующей образовательные программы
дошкольного образования, могут быть включены в часть основной образовательной
программы, формируемую участниками образовательных отношений
Указанный порядок призван обеспечить проведение экспертизы парциальных программ, а
также методического обеспечения к данным программам, методических разработок и
технологий, материалов образовательного и/или просветительского характера на их
соответствие федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования с целью рекомендации их дальнейшего использования в
образовательной практике. С утвержденным порядком можно будет ознакомиться на
сайте ИСРО в разделе Новости. В этом же разделе будет анонсировано открытие
подачи заявок на экспертизу.
Вопрос
Нужно ли проводить к 1 сентября на уровне управления (регионального, муниципального)
экспертизу разработанных детскими садами новых ОП ДО на основе ФОП ДО?
Ответ
Нет, не нужно.
Вопрос
Программы, разработанные педагогами ДОО, должны быть рецензированы? Такие
программы должны иметь структуру, соответствующую ФГОС?
Ответ
Программы, разработанные педагогами ДОО, являются авторскими, их структура
должна соответствовать требованиям к структуре программ, изложенным в разделе 2
ФГОС ДО. Согласно пункту 2.9 ФГОС ДО эти программы могут быть представлены в
части, формируемой участниками образовательных отношений ОП ДОО.
Ответственность за их содержание и соответствие ФГОС ДО несут авторы и ДОО,
утвердившая авторские программы.
Вопрос
Если детский сад сам разрабатывает парциальную программу в ЧФУ ОП ДО, нужна ли
рецензия на эту программу?
Ответ
Нет, не нужна.

Меры внедрения ФОП ДО
Вопрос
Что подразумевается под методическим сопровождением второго этапа внедрения ФОП?
Ответ
Перечень мер по внедрению Федеральной программы на федеральном уровне
(Минпросвещения России, а также организации, подведомственные Минпросвещения
России):
1.
Размещение методических рекомендаций к реализации Федеральной программы на
официальных сайтах Минпросвещения России и ФГБНУ «Институт возрастной
физиологии РАО»
28

2.
Всероссийский информационно-методический вебинар «Внедрение и реализация
Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательной
практике» для административных и педагогических работников ДО
3.
Повышение квалификации региональных представителей органов исполнительной
власти,
институтов
развития
образования,
научно-педагогических
кадров,
педагогических работников ДОО всех субъектов РФ по внедрению и реализации
Федеральной программы в образовательной практике
4.
Консультационные вебинары для специалистов органов государственной власти
субъектов РФ в сфере образования и местного самоуправления муниципальных районов,
муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в
сфере образования с целью обсуждения и решения типовых трудностей, возникающих в
процессе подготовки регионов к реализации Федеральной программы
Примерный перечень мер по внедрению Федеральной программы на региональном и
муниципальном уровнях управления дошкольным образованием и уровне образовательной
организации:
1.
Обеспечить повышение квалификации руководителей ДО органов местного
самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов,
управленческих и педагогических работников ДОО по внедрению и реализации
Федеральной программы в образовательной практике
2.
Обеспечить условия для внедрения Федеральной программы в образовательную
практику, в частности методическое сопровождение, которое может осуществляться
методическими службами на уровне региона и муниципалитетов, институтами
развития образования
3.
Организовать участие в консультационных вебинарах специалистов органов
государственной власти субъектов РФ в сфере образования и местного самоуправления
муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению
вопросов местного значения в сфере образования с целью обсуждения и решения типовых
трудностей, возникающих в процессе подготовки регионов к реализации Федеральной
программы
Вопрос
Будет ли пересматриваться нормативное количество детей на одного воспитателя (28-30
человек сейчас) в рамках мероприятий концепции развития дошкольного образования?
Ответ
В проекте Концепции развития дошкольного образования предусмотрено внесение
изменений в нормативно-правовые акты дошкольного образования.
Вопрос
Какой план-график перехода на ФОП ДО?
Ответ
ОП ДОО должны быть приведены в соответствие с ФОП ДО к 1 сентября 2023 года.
Вопрос
С какой даты должен быть осуществлен переход на ФОП ДО
Ответ
С 1 сентября 2023 года.
29

Режим дня
Вопрос
Можно оставить полдник и ужин в ДОО, с пребыванием детей 10,5 часов?
Ответ
Согласно пункту 35.13.1. «ДОО может самостоятельно принимать решение о наличии
второго завтрака и ужина, руководствуясь пунктами 8.1,2.1 и 8.1.2.2 СанПиН
2,3/2.4.3590-20»

Вариативные
образования

комплексные

программы

дошкольного

Вопрос
Что будет с вариативными комплексными образовательными программами дошкольного
образования? «Радуга», «Детство», «Истоки», «От рождения до школы» и другими?
Содержание, технологии, формы, методы, предлагаемые данными программами, можно
использовать в практике работы детского сада?
Ответ
Согласно пункту 2.5 ФГОС ДО «Программа разрабатывается и утверждается
Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и
федеральной программой» (в ред. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 N 955).
Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной
программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40% (пункт 2.10 ФГОС ДО).
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5
Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны
быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках
(далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации
образовательной работы (пункт 2.9 ФГОС ДО). Перечисленные программы являются
комплексными, не могут входить в часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Вместе с тем, технологии, формы, методы, предлагаемые данными
программами, могут быть использованы в практике работы ДОО, если позволяют
решать задачи и содержание ФОП ДО.
Вопрос
Получается, что нам надо изменить только основную образовательную программу? В
случае нашего садика она выполнена на основе программы «Радуга» на данный момент, а
сейчас нам нужно изменить ту часть, которая не касается «Радуги»? Можно ли где-то
найти памятку или план с чего лучше начать, и что важно поменять?
Ответ
Обязательная часть Вашей программы должна соответствовать ФОП ДО.
«Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными
организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих
30

содержания и планируемых результатов ФОП» (ч. 6 ст. 12 273-ФЗ). Программа «Радуга»
была создана, когда ФОП ещё не было.
Вопрос
Мы работали в детском саду по программе «Детство», сейчас с переходом на ФОП ДО как
мы должны строить работу?
Ответ
Обязательная часть Вашей ОП должна соответствовать ФОП ДО. В методических
рекомендациях к ФОП ДО подробно изложен порядок действий образовательной
организации.
Вопрос
Интересует перечень программ, которые можно взять для реализации обязательной части
ФОП ДО.
Ответ
Обязательная часть Вашей ОП должна соответствовать ФОП ДО.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».