Дополнительная образовательная программа "Королевство шахмат"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 г.Ардон
_____________________________________________________________________________________
363330РСО-Алания пл.Т.Гайтова,12тел.3-05-17ardonsadik3@yandex.ru ИНН1506006739

Принята
Педсовете № 1
30.08.2024г.

Утверждаю:
Зав. МБДОУ№3 г.Ардон
___________Миронова И.М.
30.08.2024г.

Программа
дополнительного образования
в МБДОУ№3 г.Ардон
«Королевство шахмат»

Содержание
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование
Пояснительная записка
Концептуальные подходы
Основные принципы реализации Программы
Цель и задачи Программы
Учебный планПрограммы
Планируемые результаты освоения Программы
Формы совместной деятельности взрослых и детей при
реализации Программы
Методы и приемы
Формы сотрудничества с семьёй
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
реализации Программы
Приложение. ПерспективныйпланпоПрограмме«Королевствошахмат»
(на 2 года обучения).

Стран
ицы
3
5
5
6
7
7
8
9
9
10

1. Паспорт программы
Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Королевство шахмат».
Руководитель программы Воспитатели старших групп
Организация исполнитель
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 г.Ардон
Адрес организации
г..Ардон пл.Т.Гайтова.12
Целевые группы
от 5 до 7 лет
Срок реализации
2 года
Основание для разработки
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ
Настоящая Программа направлена на решение задач федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
в области формирования общей культуры личности детей и обогащение
(амплификацию) детского развития за счёт включенности в
интеллектуально-спортивную среду.
-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержаниюи организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»;
-Устава МБДОУ№3 г.Ардон
Цель программы
Создание интеллектуально-спортивной среды для развития социальнокоммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка.
Задачи Программы
социально-коммуникативные (правила поведения на соревнованиях, в
том числе в ситуациях успеха и неуспеха):
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности (в том числе эффективнее – на примере
сказочных персонажей);
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственныхдействий;
– формирование безопасных основ поведения в социуме;
– развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками
в соревновательнойдеятельности;
- познавательные (во время теоретических и практических занятий):
– развитие любознательности и познавательной мотивации;
– формирование навыков сознательных действий посредством «действий
в уме».
Ожидаемые конечные
- Обучить шахматной игре как можно больше дошкольников.
результаты
-Подготовить детей к школе, благодаря шахматам, развивать их
реализации Программы
интеллектуальный уровень,
логическое мышление, память, внимание, усидчивость, общение.
-Довести обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста до более
высокого уровня.

2. Пояснительная записка
Введениефедеральныхгосударственныхобразовательныхстандартовдошкольн
огообразования,атакжеКонцепцияразвитияматематическогообразования
в
Российской Федерации (утв. распоряжением ПравительстваРФ от24 декабря 2013 г.
N
2506-р),
ставятпередсистемойдошкольногообразованияновыезадачивматематическомобразо
ваниидетейдошкольноговозраста.
Математиказанимаетособоеместовнауке,культуреиобщественнойжизни,являя
сьоднойизважнейшихсоставляющихмировогонаучно-технического
прогресса,
необходима
каждому
человеку
для
успешной
жизни
всовременномобществе.Математикаспособствуетразвитиюпознавательныхспособн
остей человека, в том числе к логическому мышлению. Повышение
уровняматематическойобразованностисделаетболееполноценнойжизньроссиянвсов
ременномобществе,обеспечитпотребностивквалифицированныхспециалистах
длянаукоемкого ивысокотехнологичногопроизводства.
ВКонцепцииматематическогообразования вРоссииуказано:
«Математика может стать национальной идеей России XXI века Особое
вниманиеименно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых,
находящихся награнице возможностей ученика, было и остается важной чертой
отечественногоматематическогообразования.Важнымэлементомявляютсяматемати
ческиесоревнованияшкольников.Долженбытьрасширенохват
ими,какииграмисматематическимилогическимсодержанием
(включаяшахматыишашки)
Разумеется, для этого следует постепенно расширять присутствие в
системеобразованияспециальныхдисциплин,которыепозволяют
развиватьинтеллект,интеллектуальныеспособности,формироватьтакиекачестваличн
ости,каксамостоятельность,сообразительность,наблюдательность,находчивость.
Однойизтаких дисциплин,которыедаетвозможностьформироватьвкомплексе
все важные для умственного развития мыслительные умения, являютсяшахматы.
Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста,
таккаквпроцессеобученияигревшахматыудошкольниковразвиваютсямыслительные
операции:анализ,сравнение,логическоемышление;творческиеспособностиипознават
ельныепроцессы: восприятие,память,внимание.
Шахматы - не только народная игра в России, но и в определенной
степениинтеллектроссийскогогосударства.Поэтомуинновационныетехнологииобуч
ения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят вчисло
передовыхтехнологий.
Сегоднясистемаобразованияобязанаобеспечитьиндивидуальноесопровождени
екаждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование этоиестьтехнологияиндивидуальногосопровождения каждогоребенка!».
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет
поддерживатьустойчивыйинтерескзнаниямисделатьобучениерадостным,таккакпред
усматриваетсяширокоеиспользованиезанимательногоматериала,включениевзанятия
игровыхситуаций,чтениедидактическихсказокит.д.Стержневым моментом занятий

становится деятельность самих воспитанников,когдаони
наблюдают,сравнивают,классифицируют,группируют,делаютвыводы,выясняютзак
ономерности,чтоспособствуетразвитиюмышленияипамяти, умений сравнивать,
обобщать,
содействует
формированию
таких
ценныхкачеств,какусидчивость,собранность,самостоятельность.Шахматнаяиграявл
яется действенным средством умственного развития и подготовки детей кшколе.
Программа«Королевствошахмат»пообучениюигревшахматыразработананаос
новепрограммы
«Феникс»
шахматы
для
дошкольников
(А.В.Кузин,
Н.В.Коновалов), методических пособий И.Г.Сухина.
Даннаяпрограмманаправленанаинтеллектуальноеразвитиедетей,способствует
совершенствованию
психических
процессов,
таких
как
логическое
мышление,восприятие,внимание,воображение,память,начальныеформыволевогоуп
равленияповедением.
Программамаксимальнопростаидоступнадошкольникам.Игроваядеятельность
на
занятиях,
использование
приема
обыгрывания
заданий,
созданиеигровыхситуаций,использованиешахматныхдидактическихигрипособийпо
могаетдошкольникамосвоитьигрувшахматы.
Педагогическаяцелесообразностьвнедренияданнойпрограммызаключается,пр
еждевсего,видееиспользованияигрывшахматы,какэффективногосредстваумственно
го,психическогоифизическогоразвитияребенка - дошкольника. Раннее обучение
детей дошкольного возраста игре вшахматы позволяет обеспечить более
комфортное
вхождение
ребенка
в
учебныйпроцессначальнойшколы,позволяетснизитьуровеньстресса,благотворновли
яет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка,
повышениепродуктивностиегомышления.Занятияшахматамиукрепляютпамять,разв
ивают
аналитические
способности
и
воображение,
помогают
вырабатыватьтакиечертыхарактера,какорганизованность,целеустремленность,объе
ктивность.
3. Концептуальные подходы
Программа создана согласно концепции развивающего обучения и предполагает
системно деятельностный, компетентности подход к образованию детей
дошкольного возраста.
Программа учитывает навыки и умения, которыми обладает дошкольник в
настоящее время (втом числе способности, данные с рождения), и предлагает
педагогические приемы, которыепозволяют реализовать задачи социальнокоммуникативного и познавательного развития иприобрести навыки, умения
сначала при помощи взрослого, а потом – самостоятельно.
Важной
составляющей
процесса
реализации
Программы
является
интеллектуально-соревновательная деятельность, в которой ребёнок участвует
совместно с другими детьми ивзрослыми.
4. Основные принципы реализации Программы
В целях организации качественной работы предполагается придерживаться

следующих принципов:
– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к
частному»;
– принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) –
интегрированный подход корганизации процесса освоения предлагаемого
содержания Программы;
– развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных
ситуаций,
которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей
их разрешения;
–учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств,
инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);
– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей
желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять)
пройденный материал);
– использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой,
педагогов друг сдругом и с родителями) как основной базы процесса передачи
информации и способа речевогоразвития.
5. Цель и задачи программы
Цельпрограммы:созданиеусловийдляличностногоиинтеллектуальногоразви
тия детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры
вшахматы.
Задачиобучениядошкольниковигревшахматы:
а)образовательные:
Формироватьустойчивыйинтересдетейкигревшахматы.
Познакомитьсосновнымишахматными понятиями,терминами.
Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске,
разыгрыватьшахматныепартии.
Обеспечитьуспешноеовладениедетьмиосновополагающимипринципамиведения
шахматнойпартии.
Учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою
деятельность,выбиратьправильноерешение.
б)развивающие:
Формировать стремление ребенка к самостоятельному решению
логическихзадач, развивать мыслительные операции.
в)воспитывающие:
воспитывать,усидчивость,целеустремленность.
прививать культуруобщения,уважениеквзрослым идетям.
Формыработысдетьмивключают:
подгрупповыезанятия,занятиявпарах,включающиевсебя:
специальноподобранныеигры,упражнения,задания,чтениехудожественнойлитер
атуры,соревнования,игры,упражнения,просмотрпрезентаций,самостоятельнаяде
ятельностьдетей.
Методыобучения:





объяснительно–иллюстративный;
проблемный;
поисковый.
Формызанятий:индивидуальные,подгрупповые,интегрированные.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по
усвоениюпрограммы, для которого разработаны диагностические критерии
проводится вформеиндивидуальнойбеседы,черезрешениепрактическихзадач.
6. Учебный планпрограммы.
Программарассчитана
на
двагода
обучениядлядетей
старшего
дошкольноговозраста,28занятийвгод,спроведениемдвухзанятийвнеделюпродол
жительностью25 -30 минутво второйполовинедня.

№ Наимено Количест
вание
во детей
услуги
в группе

1.

Королевс
тво
шахмат

№
1 Среда
2 Пятница






Длительн
ость
занятия
(минуты)

8-10

Дени недели

25-35

Количес
тво
занятии
в
неделю
2

Количес
тво
занятии
в месяц

Форма
проведения

8

групповая

Время проведения занятии
16.00 – 17.00
16.00 – 17.00

7. Планируемые результаты освоения Программы
В ходе реализации Программы предполагается достижение определённых
результатов всемиучастниками образовательных отношений. Планируемые
результаты освоения Программы детьми соотнесены с основными требованиями
ФГОС ДО к целевым ориентирам на этапе завершениядошкольного образования,
которые
должны
выступать
гарантом
и
основанием
преемственностидошкольного и начального общего образования ребёнка.
Исходя из этого, для различных целевыхгрупп (детей, педагогов, родителей)
планируются следующие результаты освоения Программы.
Первыйгодобучения:
Воспитанник:
имеетпредставлениеошахматнойдоске;
правильноразмещает доскумеждупартнерами;
ориентируетсянашахматнойдоске;
различает иназываетшахматныефигуры;
правильно расставляет шахматные фигуры на шахматной доске в
начальноеположениепередпартией;















умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другимифигурами;
имеетпредставлениеобэлементарныхправилахигры вшахматы;
умеетперемещать фигурыпогоризонтали, вертикали,диагонали;
знаетправилахода,взятиекаждойфигуры;
владеетосновнымишахматнымитерминами;
умеетделатьрокировку;
умеет объявлятьшах;
умеет ставитьмат;
умеетрешатьзадачина матводинход.
Второйгодобучения:
Воспитанник:
определяетценность шахматныхфигур,сравнительную силуфигур;
владеетосновнымитактическимиприемами;
знает, что означают следующие термины: дебют, миттельшпиль,эндшпиль;
умеет матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем
иферзем,королем иладьей;
проводитэлементарныешахматныекомбинации;
решаетпростейшиешахматные задачи в1-2хода;
разыгрывает шахматную партию от начала до конца с соблюдением
всехправилигры.
ПЕДАГОГ/ВОСПИТАТЕЛЬ
создаёт интеллектуально-состязательную среду для развития социальнокоммуникативныхи познавательных личностных свойств ребёнка; укрепляет
сотрудничество всех участниковобразовательного процесса «ребёнок – семья –
дошкольная образовательная организация».
РОДИТЕЛЬ
получает инструмент эмоционально здоровой коммуникации с детьми в виде
интеллектуально-состязательной игры в досуговое время; расширяет диапазон
ответственностиза выбор интеллектуального предпрофессионального развития
своего ребёнка на раннем этапеего социализации.
8.Формы совместной деятельности взрослых и детей при реализации
Программы
1. Рассказ, показ и объяснение различных аспектов шахматной игры.
2. Соревновательно-игровая деятельность в шахматах, направленная на
создание интеллектуально-игровой коммуникации и содействующая:
– самоутверждению ребёнка;
– развитию внимания, памяти, специальных познавательных способностей,
усвоению получаемых знаний;
– формированию у ребёнка способности понимать стоящую перед ним задачу,
осознавать,запоминать игровые правила, контролировать свои и чужие
действия;
– становлению умения действовать с партнёрами, применяя способы регуляции
совместнойдеятельности, способности адекватно переживать удачу и неуспех;

– совершенствованию в совместных играх с правилами многих социальных
представлений, втом числе о справедливости и несправедливости;
– воспитанию адекватной самооценки.
3. Организация и проведение шахматного праздника, соревнований и
тематическихпраздников, направленных на развитие любознательности,
инициативности и самостоятельностив процессе создания интеллектуальноспортивной среды как развивающего образовательногосредства, благодаря
которому ребёнок включается в процесс «действия в уме».
9.Методы и приемы.
Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как
рассказ, общая беседа,диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок
передать информацию.
Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью
раздаточных материалов.Наглядные методы используются во взаимосвязи со
словесными и практическими способамиобучения.
Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей
и формируютпрактические умения и навыки шахматной игры. Выполнение
практических заданий всоревновательном формате моделирует ситуации
реальной жизни и повышает ответственность запринимаемые решения в ходе
шахматной игры.
Также широко применяются активные методы, которые позволяют
дошкольникам обучаться насобственном опыте, приобретать разнообразный
субъективный опыт. Активные методы обученияпредполагают использование в
образовательном процессе определённой последовательностивыполнения
заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных
позиций.
Репродуктивный метод применяется при повторении способа
деятельности по заданиювоспитателя. Деятельность воспитателя заключается в
разработке и сообщении образца, а деятельность детей в выполнении действий
по образцу (например, решение шахматной задачи потеме занятия).
10. Формы сотрудничества с семьёй
Программа предусматривает добровольное и посильное включениеродителей
(законных представителей) в процесс воспитания в рамках предлагаемого
содержаниязанятий.Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших
условий реализации Программы.
Задача педагогического коллектива – установить конструктивные
партнёрские отношения,объединить усилия в области организации здорового
образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и
обогащать воспитательные знания и умения родителей.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребёнка,
раскрываются егоиндивидуальные особенности. На данном жизненном этапе
самыми близкими людьми для ребёнка являются родители. Приобщая

воспитанника к шахматам в дошкольной организации, необходимо помнить, что
семья должна поддерживать стремление ребёнка заниматься спортом.
Взаимодействие семьи и педагогов позволяет воздвигнуть тот фундамент, на
котором смогутбазироваться лучшие традиции, позволяющие воспитать нового
гражданина России, возрождаятрадиции отечественной шахматной школы.
Формы работы с родителями:
– индивидуальные собеседования;
– консультации, беседы;
– совместное проведение мероприятий;
– организация консультаций с различными специалистами по запросам родителей,
соспортсменами высокого класса по шахматам.
Условия работы с родителями:
– целенаправленность;
– систематичность;
– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
– доброжелательность и внимание.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения программы
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей
и перспектив развития ребенка.










11.Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению.
Реализация программы кружка «Королевство шахмат» требует наличия:
дидактическиеигрыдляобученияигревшахматы;
наглядные
пособия
(альбомы,
портреты
выдающихся
шахматистов,тренировочныедиаграммы, иллюстрации,фотографии);
демонстрационная настенная магнитная доска
с
комплектамишахматныхфигур;
настольныешахматыразныхвидов;
шахматныестолы;
обучающиевидео урокипошахматам;
родительский уголок «Обучаем игре в«Шахматы».
технические средства обучения: компьютер, проектор, акустическая
система,принтер.

Приложение к Программе

Перспективныйпланпопрограмме«Королевствошахмат»
Первыйгодобучения
№

тема

1

Шахматнаядоска.

2

Шахматнаядоска.

3

Шахматнаядоска.

4

Шахматные
фигуры.

5

Начальное
положение

6

Ладья

7

Ладья

Октябрь
задачи
Знакомствосшахматнойд
оской. Белые и
черныеполя.

содержание

Рождение, история
развитияшахмат. Знакомство с
шахматнойдоской.Белыеичерныеп
оля.
Чередование белых и черных
полейнашахматнойдоске.Шахматна
я
доскаишахматныеполякв
адратные.
Объяснить,чтолинии
Расположение доски
бывают вертикальные
междупартнерами. Горизонтальная
игоризонтальные;расположе линия.Количество полей и
ние доски
горизонталейнадоске.Вертикальная
междупартнерами.
линия.
Количествополейввертикали.
Чередование белых и черных
полейвгоризонталии вертикали.
Знакомствосцентромд
Диагональ. Отличие диагонали
оски –четыреполя в
отвертикали.Количествополейв
серединешахматнойдоски,д диагонали.Большаябелаяибо
иагональю.
льшаячернаядиагонали.
Короткиедиагонали.
Знакомство с
Знакомствосшахматнымиф
шахматнымифигурами.
игурами.
Учить
детейзапоминать,какназыва
етсякаждая из фигур.
Учитьуметьотличать одни
фигурыотдругихпоформеиц
вету.
Ноябрь
Учить
Местафигурвначальномпо
правильно,располагатьфиг
ложении.
урыперед
партией.
Освоитьходладьи.
Знакомство с ладьей. Место ладьи
вначальномположении.Ходивзятие
ладьи.
Ход.Ходладьи.Взятие.
Продолжать осваивать
Дидактические задания "Один
ходладьи.
вполевоин","Кратчайшийпуть",
"Лабиринт","Перехитричасовых".

8

Слон

9

Слон

10

Ладья
противслона

11

Ферзь

12

Ферзь
противладьи
ислона

13

Конь

14

Конь
противферзя
,
ладьи,слона.

Освоить ход слона.Научить
детей, что оченьважно,
чтобы слон
точнопередвигался
наискосок.Учить, что по
белым полямпередвигаются
белопольныеслоны,апоче
рнымклеткамходят
чернопольныеслоны.
Декабрь
Продолжатьосваиватьход
слона.
Освоить борьбу
сразнохарактерными
фигурами.Учиться
нападать на
фигурупартнера,
ограничивать
ееподвижность, уводить изпод боя свою
фигуру,занимать по
возможностицентральные
поля, накоторых сила ладьи
и слонавозрастает.
Освоить ход
ферзя,Научить детей
сражатьсясамыми
сильнымишахматными
фигурами –
ферзями.Приаккуратнойиг
ре этот
поединокзавершитьсявни
чью.
Учитьдетейигратьферземпр
отив ладьи,
ладьейпротивферзя,ферзем
против слона, слономпротив
ферзя на шахматнойдоске
«восемь полей навосемь».
Январь
Обучить детей ходу
коня;учитьребенкаигратькон
ем
противконя.
Учить детей играть
конемпротивферзя,ладьи,сл
она.

Знакомство со слоном. Место
слонавначальномположении.Ходсло
на,взятие. Белопольные
ичернопольныеслоны.Легкая и
тяжелаяфигура.

Ходслона,взятие.
Ладья против слона, две
ладьипротивслона,ладьяпротивдв
ухслонов,двеладьипротивдвух
слонов.

Знакомствосферзем.
Местоферзявначальном положении.
Ход ферзя,взятие.Ферзь –
тяжелаяфигура.
Ферзьпротивферзя
Дидактическаяигра«Игранаун
ичтожение».
Ферзьпротивладьиислона.

Знакомствосконем.Местоконявнач
альномположении.Ходконя,
взятие. Конь против коня, два
коняпротиводного,одинконьпротив
двух,дваконяпротивдвух.
Конь против ферзя, ладьи,
слона,сложныеположения.
Дидактическаяигра«Игранаун
ичтожение».

15

Пешка

16

Превращение
пешки

17

Пешкапротив
ферзя, ладьи,
коня,слона.

18

Король.

19

Король
противдругих
фигур.

20

Шах.

Обучить детей ходу
пешки;Учитьдетей,
чтопешки
ходят по вертикали, а
бьютподиагонали.

Февраль
Научитьдетейкакможно
пешкупревратитьвдругую
фигуру; объяснить,
чтоферзь–самаясильная
фигура,поэтомучащевсеговы
годнее
превращатьпешкуименно
вферзя.
Освоить борьбу
сразнохарактерными
фигурами.
Учитьдетейигратьпешкойпр
отив ферзя, ладьи,
коня,слона.
Обучитьдетейходукороля.Уч
ить детей, что королей
вшахматахнебьют,нопод
бойих ставитьнельзя.
Продолжать
обучать
детейходу короля против
другихфигур.

Знакомство с пешкой. Место
пешкивначальномположении.
Особенности пешки.
Пешечныезаповеди. Пешка против
пешки, двепешки против одной,
одна пешкапротивдвух, двепешки
против
двух,многопешечныеположения.П
равилашахматнойигры.
Дидактическиеигры«Пешечнаяэс
тафета»,«Знатокишахмат»,
«Игранауничтожение».
Превращениепешкивферзя.

Знакомство с королем. Место коня
вначальном положении. Ход
короля,взятие.
Король против ферзя, корольпротив
ладьи, король против
слона,корольпротивконя,корольпрот
ив
пешки.

Март
Знакомствосшахматнымпонятием
Научить детей, что шах –
важноешахматноепонятие.Е «шах».
слиоднаизфигурнапала
нанеприятельскогокороля
– это шах. Если
короляатакуют
одновременно двефигуры –
это двойной
шах.Учить,чтовшахматахнад
освоего короля беречь.
Аесли королю далишах,
надо спасать его изподбоя…

21

22

23

24

25
26

27

28

Шах

Учить детей
ставитьоткрытыйидвойно
йшах.
Учитьдетейизнесколькихва
риантов шаха
выбиратьлучший.
Мат
Объяснить детям,
чтодостижениемата–
вот
главная цель
шахматнойпартии. Тот,
комупоставилимат–
проиграл.
Мат
Научить ребенка
ставитьматводинход
ферзем,
ладьейислоном.
Мат
Научить ребенка
ставитьматводинходсбольш
им
числомшахматныхфигур.
Апрель
Ничья,пат
Учитьдетейотличатьпатот
мата. Учитьдетей
разнымвариантамничьей.
Рокировка
Познакомитьдетейс
понятием,правиламии
видамирокировки(длинная
икороткая).
Шахматнаяпартия Научитьдетейрасставлятьф
игуры в
начальноеположение.
Шахматнаяпартия Познакомитьспринципамира
зыгрываниедебюта.
Упражнятьвумениеигратьвс
еми фигурами
изначальногоположения.

Открытыйидвойнойшах.

Знакомствоспонятием«мат».

Матводинход.Простыепримеры.

Матводинход.Сложныепримеры.

Отличиепатаотмата.Вариантыни
чьей.
Понятиерокировки.Длиннаяи
короткая рокировка. Три
правиларокировки.
Расстановкафигурвначальноепо
ложение.
Игра всеми фигурами из
начальногоположения.

Перспективныйпланпопрограмме«Королевствошах
мат»
Второйгодобучения
Октябрь

№
1

2

3

4

тема

задачи

содержание

Уточнение
уровня Просмотрдиафильма
«Приключения в
освоенияпрограммного
материала за1годобучения. Шахматнойстране.Первыйшагвмир
шахмат».Поля,горизонталь,вертикал
ь,
диагональ,центр.Ходышахматныхфи
гур. Шах, мат, пат.
Начальноеположение. Игровая
практика (игравсеми фигурами из
начальногоположения).
Повторение
Уточнение
уровня Рокировка.Взятиенапроходе.Превра
пройденного
освоенияпрограммного
щениепешки.Вариантыничьей.
материала.
материала за1годобучения.
Самые
общиерекомендации
опринципахразыгрываниядебюта.Зад
аниянаматводинход.Демонстрацияко
роткихпартий.Дидактическиеигры и
задания
«Две
фигуры
противцелойармии»,«Уберилишниеф
игуры»,«Ходяттолькобелые»,
«Неотвратимыймат».Игроваяпрактик
а.
Краткая
Познакомить с
Рождениешахмат.Отчатурангикшатр
историяшахмат.
некоторымиаспектамиистор анджу.
Шахматы
проникают
иишахмат.
вЕвропу.Чемпионымирапо
шахматам.
Ценностьшахматн Дать представление детям Ценностьфигур.Сравнительнаясилаф
ыхфигур.
оценностифигур.
игур.Дидактическиезадания
Формировать
«Кто
сильнее»,
«Обе
армии
умениеправильно
равны».Достижение
оцениватьфигуры.
материального
перевеса. Дидактическое задание
«Выигрышматериала»(выигрышферз
я,ладьи,слона).Игроваяпрактика.
Повторение
пройденного
материала.

5

Ноябрь
Техникам
Познакомитьстехникойм
атования
атованияодинокого
одинокогокороля. короля.

6

Техникаматовани
яодинокогокороля
.

7

Достижениемата
без
жертвыматериал
а.

Познакомить детей
сположением в шахматах,
вкоторомлюбойходигрока
ведёткухудшениюегопо
зиции.

8

Достижениемата
безжертвы
материала.

9

Достижениемата
безжертвы
материала.

Познакомить детей
смиттельшпиль–это
следующий за
дебютомэтапшахматный
игры,вкотором
происходятосновныедей
ствия.
Декабрь
Научитьдетейставитьматвд
ваходавдебюте.

10

Шахматнаяк
омбинация.

11

Шахматнаяк
омбинация.

Двеладьипротивкороля.Дидактическ
иезадания«Шахили
мат», «Мат или пат», «Мат в
одинход»,«Накрайнююлинию»,«Вуг
ол»,«Ограниченныйкороль»,
«Матвдвахода».Игроваяпрактика.

Закрепитьнавыкматованияо Двеладьипротивкороля.Дидактическ
динокогокороля.
иезадания«Шахилимат», «Мат или
пат»,
«Мат
в
одинход»,«Накрайнююлинию»,«Вуг
ол»,«Ограниченныйкороль»,
«Матвдвахода».Игроваяпрактика.

Познакомить детей
стактическим приёмом отвлечениефигуры,при
которомфигура,
вынужденная перейти
надругое поле,
перестаётвыполнять
какиелибоважныефункции.
Познакомить детей
стактическимприёмом Завлечение,прикоторомн
ужно завлечь
фигурусоперникананеуда
чное
поле.

Учебныеположениянаматвдваходавэ
ндшпиле.Цугцванг.Дидактическоеза
дание«Объяви
матвдвахода».Защитаотмата.Дидакти
ческоезадание«Защитисьотмата».Игр
оваяпрактика.
Учебныеположениянаматвдваход
авмиттельшпиле.
Дидактическое задание
«Объявимат в два хода». Защита от
мата.Дидактическоезадание«Защит
исьотмата».Игроваяпрактика.
Учебныеположениянаматвдваходавд
ебюте.Дидактическое
задание«Объявиматв
двахода».Защитаотмата.Дидактическ
оезадание«Защитисьотмата».Игровая
практика.
Матовыекомбинации.Темыкомбинац
ий.Темаотвлечения.Дидактическоеза
дание«Объяви
матвдвахода». Игроваяпрактика.

Матовые

комбинации.
Темазавлечения.Дида
ктическоезадание
«Объявиматвдвахода».Игроваяпра
ктика.

12

Шахматнаяк
омбинация.

Познакомить детей
стактическим приёмом блокировка, с
помощьюкоторогозастав
ляют
фигурысоперника

Матовые

комбинации.
Темаблокировки.Дида
ктическоезадание
«Объявиматвдвахода».Игроваяпра
ктика.

13

Шахматнаяк
омбинация.

14

Шахматнаяк
омбинация.

15

Шахматнаяк
омбинация.

16

Шахматнаяк
омбинация.

17

Шахматнаяк
омбинация.

18

Шахматнаяк
омбинация.

блокировать
путь отступления другой,как
правило, более
ценнойфигуры,котораястано
витсяобъектоматаки.
Январь
Познакомитьс
Матовые комбинации.
комбинациейразрушения.
Темаразрушения
королевскогоприкрытия.Дидактиче
скоезадание
«Объявиматвдвахода».Игроваяпра
ктика.
Познакомитьс
Матовые
комбинации.
«рентгеном»Темаосвобожденияпр
остранства.Тема
эффектдолговременно
уничтожения
защиты.
Тема
го
«рентгена».Дидактическоезадание
воздействия
«Объявиматвдвахода».Игроваяпра
дальнобойнойфигуры,от
ктика.
которого
фигуры соперника не
всостояниинадежноукрыть.
Упражнятьв
Матовые
комбинации.
Другие
умениисочетатьтемыкомби темыкомбинаций и
сочетание
наций
тематических
итематическиеприемы.
приемов.
Дидактическоезадание«Объявиматвд
вахода».Игроваяпрактика.
Февраль
Познакомить
Комбинации,
ведущие
скомбинациями,
кдостижению
материального
ведущие к
достижениюматериального перевеса.Темаотвлечения.Темазавлеч
перевеса.Продолжатьобуча ения.Дидактическоезадание
«Выигрыш
материала».
тьдетейтактическим
Игроваяпрактика.
приемам:отвлечение,завлеч
ение.
Развиватьумение
Комбинации,
ведущие
комбинироватьходыдля
кдостижению
достижения
материального
перевеса.Темауничтожениязащиты.
материальногоперевеса.
Тема
Формированиенавыков
связки.Дидактическ
игры в шахматыпутем
оезадание«Выигрышматериала».Игр
изучения одного
извидовтактическогоприема оваяпрактика.
«связка»(полная,неполная,сл
ожная).
Познакомить детей
Комбинации,
ведущие
ссочетанием
кдостижению
тактическихприемов при
материальногоп
игре вшахматы:
еревеса.Темаосвобожденияпространс
освобождениепространства, тва.Темаперекрытия.Дидактическоез
перекрытиеиучить
адание«Выигрышматериала».Игрова
применять
япрактика.

этиприемыприигре.

19

Шахматнаяк
омбинация.

Знакомство с
правиломпревращения
пешки;закреплениенавыков
игры.

Комбинации,

ведущие
кдостижению
материальногоп
еревеса.
Тема
превращения
пешки.Дидактическоезадание«Прове
дипешкувферзи».Игроваяпрактика.

20

Шахматнаяк
омбинация.

21

Шахматнаяк
омбинация.

22

Шахматнаяк
омбинация.

23

Шахматнаяк
омбинация.

24

Шахматнаяк
омбинация.

25
26

27
28

Шахматная
комбинация.
Повторениепр
ограммногома
териала.
Педагогический
мониторинг.
Шахматный
турнир.

Март
Научить
детейиспользоватьсочет
ание
тактических приемов
приигревшахматы.

Знакомствоспонятиями
«ничья»,«пат».
Решение
дидактическихзаданий
«Пат или не
пат?»Воспитание любви
кшахматам.
Познакомить
скомбинациейдля
достиженияничьей–
комбинациянавечныйшах.
Познакомить с
общимиидеями
дебютов,показать
несколькоизвестных
дебютов,научить
определятьхорошийход
при
выполнениидидактическихз
аданий.
Продолжатьзнакомитьсде
бютами(насложных
примерах).
Апрель
Совершенствование
игровыхнавыков.
Повторениепрограммногом
атериала,
закреплениепройденного,р
азвитие
логическогомышления.
Оценитьуровеньовладения
шахматнойигрой.
Продемонстрировать
полученныезнанияу
воспитанников.А
ктивизироватьмы
слительную
ипознавательную
деятельность
воспитыватьинтерескигрев
шахматы.

Комбинации,

ведущие
кдостижению
материального
перевеса. Сочетание
тактическихприемов.
Дидактическое задание
«Выигрыш
материала».
Игроваяпрактика.
Комбинациидлядостиженияничьей.П
атовыекомбинации.Дидактическоеза
дание«Сделай
ничью».Игроваяпрактика.

Комбинациидлядостиженияничьей.К
омбинациинавечныйшах.Дидактичес
коезадание
«Сделайничью».Игроваяпрактика.
Типичныекомбинациивдебюте.Дидак
тическоезадание«Проведикомбинаци
ю».

Типичныекомбинациивдебюте(более
сложные
примеры).
Дидактическое задание
«Проведикомбинац
ию».Игровая практика.
Дидактическое задание «Проведи
комбинацию».Игроваяпрактика.
Упражнениясшахматнымиф
игурами.

Выполнениетестовыхзаданий.
Выполнениеконкурсныхзаданий.

Диагностический материал программы
«Королевствошахмат»
1. Показателирезультативностиреализациипрограммы
Критерииоценки:
Высокийуровень-правильновыполняетзаданиесамостоятельно;
Среднийуровеньвыполняетзаданиеснебольшойпомощьювзрослогоиливыполняетсамостоятельно
,но допускает1-2ошибки;
Низкийуровень-выполняетзаданиенеправильно.
2. Диагностическиезаданияпооценкеуровняосвоенияпрограммыдетьми5-6
лет.
Цели: выявить умение правильно располагать шахматную доску,
шахматныефигуры и пешки на шахматной доске, знание названий шахматных
фигур,действийс шахматными фигурами ипешкой.
Задание№1.
Инструкция:
Куклырешилиигратьвшахматы.Расположиправильношахматнуюдоску.
Задание№2.
Инструкция:
Давайпоиграемвигру«Школа».Этотвоиученики,каких зовут?
Задание№3.
Инструкция:
Куклы решили играть в шахматы. Расположи правильно шахматную
доскудлякукол.
Задание№4.
Инструкция:
Посадисвоих учениковкаждого насвоеместо.
Задание№5.
Инструкция1:
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).Инструкция2:
Съешьфигурупешкой(ладьей,слоном,конем,ферзем,королем).
Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).Инструкция3:
Съешьфигурупешкой(ладьей,слоном,конем,ферзем,королем).
3. Диагностические задания по оценке уровня освоенияпрограммыдетьми67лет.
Цели:выявитьзнаниядетейисториишахматнойигры,действийсшахматнымиф
игурамиипешкой,умениеопределять,гденашахматнойдоскеобъявлен«шах»,«мат
»королю,умениеразыгрыватьшахматныеположения,умениеставитьшах,мат.
Задание№1.
Инструкция:
Расскажи, что ты знаешь о шахматах, как об игре, которая возникла еще
вдревности.Назови,какихчемпионовмирапошахматамтызнаешь?

Задание №2.
Инструкция1:
Сделайходпешкой(ладьей,слоном,конем,ферзем,королем).Инструкция2:
Съешьфигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).
Задание№3.
Инструкция:
Скажи, что такое «шах». Найди схему, где в шахматной партии
королюобъявлен«шах».
Задание№4.
Инструкция:
Скажи, что такое «мат» в шахматах. Найди схему, где в шахматной
партиикоролюобъявлен «мат».
Задание№5.
Инструкция1:
Определи на шахматной доске - куда должен встать белый слон,
чтобыперекрытьходчернойпешке?
Инструкция2:
Определи на шахматной доске - куда сходить беломукоролю?Инструкция 3:
Определи на шахматной доске - куда сходить белому ферзю, чтобы
напастьналадью?
Инструкция4:
Определи на шахматной доске - куда сходить белой ладье, чтобы
сделатьтупикконю?
Инструкция5:
Определина шахматнойдоске-как черномуслонунапастьнабелуюладью?
Задание№6.
Инструкция:
Поставь на шахматной доске черному королю «шах» ладьей (слоном,
конем,ферзем,пешкой).
Задание№7.
Инструкция:
Поставьнашахматнойдоске«мат»черномукоролю.

4. Показателиосвоенияпрограммыпервогогодаобучения.
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах.
Умеетбыстрои
правильнонаходить
поля,
вертикалии
диагонали,
показываяиназывая их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры.
Знаетходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых
ходов.Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно
выполнятьзадания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика
рук.Умеетпланироватьсвоидействия,обдумыватьих,рассуждать,искатьправильны
йответ.Развиталовкостьисмекалка,ориентировкавпространстве,способностьдума
ть,мыслить,анализировать.Имеетпонятие
«рокировка»,«шах»и«мат».Ребеноксамостоятельноведетшахматнуюпартию.
Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть
нафигурупротивника,ограничитьееподвижность,вывестииз-под удара.
Среднийуровень:ребенокзатрудняетсявумениибыстроиправильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть
ихвслух.Путаетназваниешахматныхфигур,ходышахматныхфигуриихотличия.
Путает
понятия
«равно»,
«неравно»,
«больше»,
«меньше».
Ребеноксамостоятельноведетшахматнуюпартию.Вигредопускаетошибки,некотор
ыефигурыостаютсянезадействованными.
Низкийуровень:ребенокнеумеетбыстроиправильнонаходитьполя,
вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, неразличает и
не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматныхфигур и их отличия.
Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». Ребенокнеможет вестиигру.
5. Показателиосвоенияпрограммывторогогодаобучения
Высокийуровень:ребенокумеетсамостоятельноопределятьценность
шахматных фигур, сравнительную силу фигур; владеет основнымитактическими
приемами; знает, что означают следующие термины: дебют,миттельшпиль,
эндшпиль;
умеет
матовать
одинокого
короля
двумя
ладьями,ферземиладьей,королемиферзем,королемиладьей;проводитэлементарны
ешахматныекомбинации;решаетпростейшиешахматныезадачи в 1-2 хода;
разыгрывает
шахматную
партию
от
начала
до
конца
ссоблюдениемвсехправилигры.
Среднийуровень:ребенокзатрудняетсявумениибыстроиправильноопредел
ятьценностьшахматныхфигур,сравнительнуюсилуфигур;путаеттермины:дебют,м
иттельшпиль,эндшпиль;решаетпростейшие шахматные задачи в 1-2 хода;
разыгрывает шахматную партиюот начала до конца с соблюдением всех правил
игры, но в игре допускаетошибки.
Низкийуровень:ребенокнеумеетсамостоятельноопределятьценностьшахм
атныхфигур,сравнительнуюсилуфигур;невладеетосновнымитактическимиприема
ми;незнает,чтоозначаютследующиетермины:дебют,миттельшпиль,эндшпиль;неу
меетматовать
одинокогокоролядвумяладьями,ферземиладьей,королемиферзем,королемиладьей
;проводитэлементарныешахматныекомбинации;затрудняетсяврешении
простейших шахматных задач в 1-2 хода; не умеет разыгрыватьшахматную
партиюотначаладоконцассоблюдением всех


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».