Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №3 г.Ардон
Утверждаю:
Зав.МБДОУ №3 г.Ардон
__________ Миронова И.М.
15.01.2025г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ШАХМАТАМ «КОРОЛЕВСТВО ШАХМАТ»
Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Срок реализации 1 год
Подготовил: педагог доп.образования
Давыденко М.В.
г. Ардон
2025 г.
«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».
И. Гете.
«Шахматная игра – не просто праздноеразвлечение.
С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе
ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного
возраста, рассчитана на 1 год.
Содержание программы соответствует психолого-возрастным
особенностям дошкольников и доступна для детей данного возраста. Все
занятия включают в себя как теоретическую часть, так и практическую
составляющую, во время которой и реализуется игровая деятельность.
Дошкольники знакомятся с шахматной доской и ее элементами, а также с
шахматными фигурами. В процессе освоения программы организуются
различные дидактические игры, викторины.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости программы
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных
климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников,
живущих "на материке", открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Важная особенность шахмат заключается, в том числе, и в
существующих правилах корректного поведения во время игры. Нарушать
правила нельзя, поскольку любое подобное нарушение приводит к
немедленному поражению. В этом заключается принципиальное отличие
шахмат от многих других игр, в частности, от игровых видов спорта, где
нарушение правил приводит лишь к штрафам (штрафным ударам, удалению
игроков и т.п.), но не к прекращению самой игры. Таким образом, у детей с
самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам,
нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности лежит осознанное
и добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая
функция обучения, в значительной степени способствующая становлению
личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать
многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать
обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала,
включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование
у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и
доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование
шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений
обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает
детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных
комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка,
как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в
процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические
навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до
конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного
развития способности действовать в уме.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра
тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное
место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений,
поскольку она является действенным средством умственного развития и
подготовки детей к школе.
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательная:
Расширить
кругозор,
пополнить
знания,
активизировать
мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на
плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность,
внимание и т.п.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и
фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов,
шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном –
необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться
удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать
сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать
лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы.
Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное
развитие через длительные тренировки для поддержания формы,
самообладания и эмоциональной устойчивости.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах и стойкий характер.
Объем и реализация рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей
старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю по
30 минут во второй половине дня.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания.
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в
шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
знать краткую историю возникновения шахмат;
иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
различать и называть шахматные фигуры;
правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение;
иметь представление об элементарных правилах игры.
Используемая литература
1. И.Г. Сухин«Шахматы. Полный курс для детей». – М.: Издательство
АСТ, 2024;
2. И.Г. Сухин«Удивительные приключения в шахматной стране».- М.:
Просвещение , 1991;
3.И. Г.Сухин « Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для
учителя »- Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Неделя
Месяц
Перспективный план работы кружка
Занятие
1. Тема: «В стране
шахматного
королевства»
II 2. Тема: «В стране
шахматного
королевства»
(продолжение темы)
III 3.Тема: «Волшебная
доска»
Вводное занятие. Знакомство детей с
легендой появления игры "Шахматы".
IV 4.Тема: «Волшебная
доска»(продолжение
темы)
I
5. Тема: «Шахматные
фигуры»
Знакомство с шахматной доской
(повторение)Рисование шахматной
доски «В гости к Горизонталику»
Знакомство с шахматной армией.
Рассказы воспитателя о шахматных
фигурах.Просмотр презентации
«Веселые шахматные фигуры»
Расстановка фигур на доске. Просмотр
мультфильмов "Уроки Тётушки Совы".
Закрепить знания детей о шахматных
фигурах. Упражнять в правильном
названии шахматных фигур. Учить
определять ту или иную шахматную
фигуру в ряду остальных.
Дидактические игры "Чудесный
мешочек", "Что общего и чем
отличается"
Сентябрь
I
Октябрь
II
6. Тема: «Шахматные
фигуры»(продолжение
темы)
Продолжить знакомство детей с
легендой появления игры "Шахматы".
Знакомство с шахматной доской,
просмотр
мультфильма"Фиксики играют в
шахматы"
Клетки-поля, их цвет и форма, линии на
шахматной доске. Горизонтали и
вертикали.
Ноябрь
III 7. Тема: «Шахматные
фигуры»(продолжение
темы)
Знакомство детей с новыми понятиями:
«начальное положение или начальная
позиция», «партия», запомнить правило
«ферзь любит свой цвет». Закрепить
новый материал посредством
дидактических игр-заданий.
IV 8.Тема: «Шахматная
фигура Пешка»
Знакомство с фигурами. Пешкипехота.Чтение дидактической сказки
"Детский сад "Чудесная Пешка"
Игра пешками. Д/и "Кто быстрее
расставит пешки" "Сколько фигур в
пехоте", "Сколько клеток на шахматной
доске для пехоты"
Кони-конница. Чтение дидактической
сказки "Кони черные и белые». Игра
конницей «Прыг-скок»
Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «конь», вспомнить
полученные знания на предыдущем
занятии (место коня в начальной
позиции, ход коня, взятие).
Упражняться в ходе коня и во взятии.
Учить детей правильно понимать и
решать поставленную перед ними
учебную задачу.
I
9.Тема: «Шахматная
фигура Пешка»
(продолжение темы)
II
10.Тема: «Шахматная
фигура Конь»
III 11.Тема: «Шахматная
фигура Конь»
(продолжение темы)
IV 12. Тема: «Шахматная
фигура Ладья»
Декабрь
I
13. Тема: «Шахматная
фигура Ладья»
(продолжение темы)
Игра ладьёй. Чтение дидактической
сказки "Я – Ладья" Познакомить детей с
шахматной фигурой «ладья», новым
понятием «ход фигуры».
Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «ладья»,
вспомнить место ладьи в начальном
положении, ход фигуры, познакомить с
новым понятием «взятие». Закрепить
новые знания посредством
дидактических игр.
II
Познакомить детей с шахматной
фигурой «слон». Чтение сказки
«Совсем этот слон на слона не
похож».Место слона в начальном
положении. Белопольные и
чернопольные слоны. Ход слона.
III 15. Тема: «Шахматная
фигура Слон»
(продолжение темы)
Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «слон», вспомнить
место слона в начальном положении,
ход слона, что
такое белопольные и чернополъные слон
ы. Показать детям, как слон выполняет
взятие. Закрепить полученные знания
посредством дидактических игр
IV 16. Тема: «Ладья
против Слона»
(игровая практика)
Закреплять полученные детьми знания
о шахматных фигурах «ладья» и «слон»
в игровой практике на шахматной
доске. Упражняться в умении
взаимодействовать между фигурами на
шахматной доске, учить детей
предвидеть ход событий на доске и, в
соответствии с этим, выбирать методы
защиты или нападения.
II
Январь
14. Тема: «Шахматная
фигура Слон»
17. Тема: «Шахматная
фигура Ферзь»
III 18. Тема: «Шахматная
фигура Ферзь»
(продолжение темы)
Познакомить детей с шахматной
фигурой «ферзь». Место ферзя в
начальной позиции. Ход ферзя.
Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «ферзь»,
вспомнить место ферзя в начальной
позиции, как ходит ферзь. Познакомить
детей с правилами взятия ферзем.
Закрепить полученные знания
посредством дидактических игр.
Февраль
IV 19. Тема: «Шахматная
фигура Ферзь»
(игровая практика)
I
20. Тема: «Шахматная
фигура Конь»
II
21. Тема: «Шахматная
фигура Конь»
(продолжение темы)
III 22.Тема: «Шахматная
фигура Конь» (игровая
практика)
IV 23.Тема: «Шахматная
фигура Король»
Закреплять полученные знания детей о
шахматной фигуре «ферзь» в игровой
практике на шахматной доске; учить
детей следовать правилам ведения
шахматной партии: делать ходы
поочередно, учитывая ход соперника и
предвидя ответный ход; учить детей
понимать
и
правильно
решать
поставленную перед ними учебную
задачу.
Познакомить детей с шахматной
фигурой «конь». Место коня в
начальной позиции. Ход коня, взятие.
Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «конь», вспомнить
полученные знания на предыдущем
занятии (место коня в начальной
позиции, ход коня, взятие).
Упражняться в ходе коня и во взятии.
Учить детей правильно понимать и
решать поставленную перед ними
учебную задачу.
Закреплять полученные детьми знания
о шахматной фигуре «конь» в игровой
практике на шахматной доске; учить
детей правильно взаимодействовать
между фигурами в процессе
выполнения игровых заданий,
вспоминать и применять полученные
знания о шахматных фигурах (ладье,
слоне, ферзе) в процессе игры.
Познакомить детей с шахматной
фигурой «король». Место короля в
начальной позиции. Ход короля.
Взятие.
I
24.Тема: «Шахматная
фигура Король»
(продолжение темы)
II
25.Тема: «Шах»
Март
III 26.Тема: «Шах и мат»
IV 27. Тема: «Ничья и
пат»
Продолжать знакомить детей с
шахматной фигурой «король»,
вспомнить знания, полученные на
предыдущем занятии (место короля в
начальной позиции, ход короля, взятие).
Дать новое понятие —
«контролируемое» поле. Закреплять
полученные знания с помощью
дидактических игр-упражнений: учить
детей правильно понимать учебную
задачу и выполнять ее самостоятельно.
Познакомить детей с новым понятием
«шах», тремя вариантами защиты от
шаха. Учить находить позиции, в
которых объявлен шах, в ряду
остальных, где шаха нет. Закреплять
новые знания посредством
индивидуальных игр-заданий, учить
детей правильно понимать
поставленную задачу и самостоятельно
ее решать.
Вспомнить значение понятия «шах».
Познакомить с новым понятием «мат».
Учить находить позиции, в которых
объявлен мат, в ряду остальных, где
мата нет. Закреплять полученные
знания посредством индивидуальных
заданий, учить детей правильно
понимать поставленную учебную
задачу и самостоятельно ее решать
Познакомить детей с новыми
понятиями — «ничья» и «пат».
Показать несколько вариантов
шахматной игры, которые приводят к
ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых
есть пат, в ряду остальных, где пата нет.
Закреплять полученные знания
посредством индивидуальных заданий,
учить детей правильно понимать
учебную задачу и самостоятельно ее
решать.
28.Тема: «Рокировка»
II
29.Тема: «Шахматная
партия»
Апрель
I
III 30. Тема: «Шахматная
партия»
IV 31. Тема: «Шахматная
партия»
Май
I
32. Тема: «Шахматные
часы»
II
III
IV 33. Шахматный досуг
Познакомить детей с новыми
понятиями: «рокировка», «длинная и
короткая рокировка». Познакомить с
правилами рокировки. Закреплять
полученные знания посредством
дидактических игр-заданий.
Познакомить детей с новыми
понятиями — «дебют»,
«миттельшпиль», «эндшпиль»,
«ценность фигур» (выгодный и
невыгодный размен фигур или пешек).
Учить детей во время шахматной игры
действовать в соответствии с
принятыми правилами поведения
партнеров во время шахматной игры.
Продолжать
знакомить
детей
с
правилами ведения шахматной игры,
показать
несколько
вариантов
разыгрывания дебютов, закреплять
полученные
знания
с
помощью
индивидуальных игр-заданий.
Продолжать знакомить детей с
правилами ведения партии, с
основными дебютными принципами,
познакомить с новыми понятиями
«ловушка», «детский мат».
Познакомить детей с часами, которыми
пользуются шахматисты во время
партии. Познакомить с новыми
понятиями: «шахматные» часы, «время,
отведенное на партию», «контроль
времени».
Практические занятия.
Активизировать мыслительную и
познавательную деятельность
воспитывать интерес к игре в шахматы.